Госдума ответит гневным заявлением на отказ пустить Сергея Нарышкина в Финляндию

Госдума собирается решительно осудить отказ впустить в Финляндию спикера Сергея Нарышкина. Кажется, они больше не гордятся тем, что попали под санкции. И не смогут теперь поспорить с европейскими коллегами о том, чем Крым отличается от Косово.

На заседании в пятницу, закрывающем весеннюю сессию, Госдума намерена принять заявление по поводу отказа во въезде в Финляндию спикеру Сергею Нарышкину. Сергей Нарышкин должен был возглавить российскую делегацию на парламентской ассамблее ОБСЕ, но не получил визу — ведь его фамилия с июля прошлого года находится в санкционном списке ЕС. Не помогли, видимо, и недавние переговоры президентов Финляндии и России, где этот вопрос обсуждался.
Вообще отношение к пребыванию в этом списке может быть разным. Например, в Париж встречаться с членами ПАСЕ Сергей Нарышкин вполне себе летал — по линии ЮНЕСКО. А вот в Швейцарию, Норвегию и Болгарию прибыть не получилось. Но тогда дело ограничивалось гневными комментариями. Сейчас будет целое заявление Госдумы — после отказа в визе Нарышкину и еще пятерым парламентариям из черного списка отказалась ехать вся делегация. Поедет только депутат Николай Ковалев как спецпредставитель по борьбе с терроризмом. Ему, видимо, и придется везти всем остальным сыр и "Фейри".
"Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона", — так отреагировал Сергей Нарышкин год назад на попадание в список. Сейчас же "Слон" обиженно пишет, что действия властей Финляндии "в отношении парламентской делегации высокого уровня" "не могут быть оправданы ссылками на мнение отдельных государств Евросоюза, ибо являются бюрократическим вмешательством в работу парламентского органа международной организации".
Как выяснилось, именно на этой сессии российская делегация собиралась предложить принять резолюцию "О недопустимости использования санкций в отношении парламентариев государств-участников ОБСЕ". Ну то есть всем остальным, если хотите, запрещайте въезд, а депутатов не трогайте. "Выход из санкционного тупика должен начаться с обоюдной отмены санкций в отношении парламентариев", — заявил по этому поводу председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Посла Финляндии вызвали в МИД, чтобы сказать ему о том, что действия его страны Россия "расценивает как откровенно недружественные, не соответствующие принципам добрососедства и наносящие ущерб российско-финляндским отношениям".
Депутат Дмитрий Гудков ехидничает: "Куда же у депутатов исчезли гордость и радость в связи с попаданием в санкционные списки?.. Понятное дело, раньше депутаты думали, что все это — игрушки, попугают и пустят. А теперь, когда Запад разозлился всерьез, никому не хочется быть в одной утопающей лодке с народом. Это полицейские пусть сидят в России и отдыхают в Крыму — им за это разрешат стрелять в толпу на поражение. А депутатам хочется в Европу, еще раз понюхать сладковатый аромат загнивающего Запада".
Действительно, последовательности депутатам не хватает — год назад все они заявляли, что гордятся попаданием в санкционные списки. Казалось бы, гордиться нужно и сейчас. Впрочем, прекращать членство в ПА ОБСЕ Россия не будет — через год сессия будет проходить в Монголии, так что туда Сергей Нарышкин поедет.
Одновременно делегацию решили не отправлять и на встречу, посвященную 40-летию подписания хельсинкских соглашений. В связи с этим даже жаль, что российскую делегацию не пустили в Финляндию, потому что было бы очень интересно послушать, что бы Сергей Нарышкин там по этому поводу сказал. ПА ОБСЕ еще год назад обвинила Россию именно что в нарушении этих соглашений из-за присоединения Крыма. В тексте Хельсинкского заключительного акта государства-участники, включая СССР (а в заявлении Госдумы особо подчеркивается, что Россия — продолжатель государства-участника того совещания 1975 года), подписались под тем, что будут воздерживаться от применения силы или угрозы силой "как в их взаимных, так и вообще в их международных отношениях" и рассматривают "как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе" и будут "воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы", а все проблемы решать мирными переговорами.
Российская сторона, в свою очередь, заявляет, что прецедент нарушения границ был создан в Косово. И наверняка заявила бы об этом еще раз — наряду с претензиями насчет "возрождения неонацизма". Границы, по хельсинкским соглашениям, могут изменяться, но "в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности", так что дискуссия о том, насколько эти условия были соблюдены в Крыму и в Косово, была бы, наверное, интересной. Кроме того, участники соглашений обязались воздерживаться от любого вмешательства, особенно вооруженного, во внутренние и внешние дела государств-участников и одновременно — уважать право народов распоряжаться своей судьбой. "Все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне", — говорится в тексте, и вот как раз оговорки об "условиях полной свободы" и "вмешательства извне" и служат предметом обсуждения дипломатов.
В общем, интересный на сессии ПА ОБСЕ мог получиться спор, только результат его, кажется, все равно был бы предсказуем.