Российский рынок мобильных телефонов, смартфонов и планшетов в I квартале 2015 года рухнул на 10%. В России растет только рынок смартфонов, и тот уже не столь динамично — в 4 раза медленнее мирового.
Кризис спровоцировал падение российского рынка мобильных терминалов (телефоны, смартфоны и планшеты) на 10% — таковы результаты исследования J'son&Partners за I квартал. В то же время мировой рынок вырос на 8% — до 445 млн устройств. В России за первых 3 месяца продали 8,3 млн устройств, при этом рост продолжают демонстрировать только смартфоны.
Однако темпы роста продаж смартфонов также снизились. На этот раз вслед за мировыми. Темпы роста продаж смартфонов в мире за I квартал упали в 13 раз. Отдельно аналитики упоминают Россию, где рынок смартфонов в прошлом году рос вдвое быстрее мирового. В этом году он растет в 4 раза медленнее мирового. По данным аналитиков, в России в I квартале продали 5,6 млн смартфонов, в мире — 337 млн.
При этом в прошлом году Россия отличилась цифрой в 5,3 млн, тогда как в мире продали 282 млн умных телефонов. На мировом рынке, обращают внимание эксперты, продажи смартфонов начали снижаться еще в прошлом году, притом что Россия в это же время демонстрировала безумный рост. Если сравнивать I кварталы 2013 и 2014 годов, то в мире продажи выросли всего с 216 млн до 282 млн, в России — с 3,2 млн до 5,3 млн, на 65% больше.
Продажи планшетов в России падают быстрее. После бурного роста на 75% в 2014 году (от 1,2 млн до 2,1 млн) в I квартале они упали на 17% — до 1,7 млн штук. В мире же спад был не столь заметен, но бурного роста при этом не было замечено: в начале года планшеты упали на 6%, до 47,1 млн, однако они и росли перед этим на 3%, до 50 млн в прошлом году.
В качестве основных тенденций на рынке аналитики выделили небольшое снижение доли смартфонов в общем количестве телефонов; усиление китайских брендов; рост средней стоимости смартфона и снижение продаж флагманских моделей.
Первая тенденция лишь продолжает ситуацию, развивающуюся на рынке уже несколько лет. Если в 2013 году доля смартфонов среди всех проданных телефонов составляла 37%, то в 2014 году она составляла уже 67%. Кризисная ситуация и, как следствие, скачок цен, остановили рост в этом году — доля смартфонов, как и раньше, составила 67%.
Тот же кризис сбил аппетит у охотников за флагманскими моделями — теми, на которые производитель делает ставку, снабжая их самыми современными технологиями на рынке. Средняя стоимость флагманских моделей в сравнении с докризисным III кварталом 2014 года выросла на 41%, говорят в J'son&Partners. При этом цены на смартфоны в целом выросли только на 21%.
Если бы не обесценивание валюты, то стоимость смартфонов продолжала бы падать. Так, по крайней мере, ситуация развивалась в последние 2 года: в I квартале 2014 года она, например, упала больше чем на 20%. В начале же этого года ценник увеличился на 9%.
Снижение цен во многом происходило благодаря выходу на рынок новых китайских брендов. Они предлагали конкурентоспособные смартфоны по более низким ценам. На российском рынке их доля активно росла с 2012 по 2014 годы. Сейчас, когда фактор цены стал более значимым, они укрепляются на рынке еще активнее. Долю китайских смартфонов на рынке в J'son&Partners оценили в 45%.