Закон не первой свежести

Законодательное собрание предлагает обязать торговые сети компенсировать поставщикам 50% от стоимости скоропортящихся продуктов, которые ретейлеры не сумели продать в срок. Поправки лоббирует местная Ассоциация хлебопеков.

Вчера городской парламент одобрил в первом чтении федеральную законодательную инициативу "О внесении изменений в статью 9 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Авторы поправок — депутаты из фракции "Единая Россия". "Все мы видим рост цен на продукты. Одна из причин — необоснованные притязания торговых сетей по ущемлению производителей. За все в итоге платит потребитель", — заявил депутат Алексей Макаров, представляя законопроект на заседании ЗС.

Борьба с возвратами

Единороссы предлагают обязать торговые сети компенсировать поставщикам 50% от стоимости возвращенных товаров, которые магазины не сумели продать в срок. Они полагают, что механизм компенсации позволит минимизировать убытки производителей и скорректировать потребности торговых сетей.
Сейчас закон позволяет магазинам возвращать поставщику скоропортящиеся продукты с истекшим сроком годности. "На практике обязанность производителя на правах обратной реализации принять товар оборачивается нерациональным подходом торговых сетей к определению количества продукции для ее дальнейшей реализации", — сказано в пояснительной записке к проекту.
Депутаты ссылаются на статистику: например, показатели возвратов хлеба и хлебобулочных изделий в Петербурге достигают 20–25% поставленной продукции, что в денежном исчислении превышает 550 млн рублей в год. По данным ретейлеров, процент возврата по другим категориям скоропортящихся продуктов существенно меньше.
Большинство опрошенных представителей крупнейших торговых сетей города комментировать поправки до окончательного их принятия отказались. "Закон о торговле — слишком значимая тема, чтобы сотрясать воздух, тем более когда поправки находятся между первым и вторым чтением", — объяснил свою сдержанность один из ретейлеров.
В сети "Дикси" отмечают, что и без принятия поправок сети работают над сокращением доли возвратов. "И торговая сеть, и поставщик заинтересованы в минимальных возвратах и совместно работают в этом направлении, оптимизируя график поставки", — подчеркивают в пресс–службе компании. По ряду категорий "Дикси" полностью отказалась от системы возвратов производителям, например в категории хлеба под собственной торговой маркой.
Помимо компенсации возвратов законопроект предлагает ограничить расходы на рекламу. В договорах поставщиков с сетями об оказании рекламных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, размер вознаграждения не должен превышать 5% от стоимости товаров. Сейчас он достигает 10%.
Эти предложения являются выполнением предвыборных обещаний губернатора Георгия Полтавченко, которые он дал в августе 2014 года на встрече с Ассоциацией хлебопеков Петербурга. Президент ассоциации Александр Зорин подтвердил "ДП", что депутаты учли их предложения при разработке поправок.

Опередила Москва

Впрочем, за то время, что законопроект отлеживался в Законодательном собрании, петербургских единороссов успели опередить депутаты из той же фракции в Госдуме.
Напомним, 19 мая 2015 года в Госдуме были приняты в первом чтении поправки депутата Ирины Яровой в закон о регулировании торговой деятельности. Среди них — снижение максимального размера вознаграждения, который торговые сети могут получать от поставщика за приобретение ими у этого поставщика определенного количества продовольственных товаров, — с 10 до 3% от цены приобретенных продуктов. В эту сумму также подлежит включению и плата за оказание поставщикам услуг по продвижению товаров.
Кроме того, сокращается срок оплаты поставок торговыми сетями с 10 до 5 дней для продуктов со сроком годности менее 10 дней; с 30 до 20 дней — для продуктов со сроком годности от 10 до 30 дней; с 45 до 35 дней — для продуктов со сроком годности свыше 30 дней и для алкоголя российского производства.
"Этот законопроект значительно более выгоден производителям, чем тот, что сейчас рассматривается в ЗС. Поправки петербургских депутатов, напротив, выгодны торговым сетям, так как предлагают и больший процент вознаграждения, и больший срок по оплате", — говорит депутат ЗС от КПРФ Ирина Иванова. Она считает, что, поскольку Госдума уже рассматривает законопроект на эту же тему, шансы у петербургской инициативы невелики.

В правительстве против

Между тем законопроект, запрещающий ретейлерам возвращать поставщикам хлеба более 5% нераспроданной вовремя продукции, был внесен на рассмотрение Госдумы группой из 14 депутатов и сенаторов еще в октябре 2013 года. Инициатива получила отрицательный отзыв правительства РФ.
"Распространение нормы об ограничении доли возврата нереализованного хлеба и хлебобулочных изделий исключительно на торговые сети ставит их в неравные условия по сравнению с иными торговыми организациями", — сказано в заключении на законопроект. После этого за 1,5 года документ не дошел даже до первого чтения.
Спикера ЗС Вячеслава Макарова все это не смущает. Он уверяет, что у ЗС Петербурга лучший среди всех региональных парламентов показатель по количеству федеральных инициатив, которые принимает Госдума.
Я знаю об этом законопроекте, он сейчас активно обсуждается, в том числе с торговыми сетями. Суть в том, что есть очень разные категории продуктов, даже скоропортящихся, и надо четко понимать, что, отменив возврат, мы просто перекроем путь на полку некоторым продуктам. Например, дорогостоящим новинкам. Сеть просто не возьмет на себя такой риск. С точки зрения человеческих ресурсов заниматься возвратом ретейлерам совершенно невыгодно. Безусловно, проблема возврата хлеба существует, но мы предлагали хлебопекам отказаться от возврата в обмен на то, чтобы мы сами формировали ассортиментную матрицу. Они отказались, потому что понимают, что в таком случае 50% ассортимента уйдет с полки.
Александр Мышинский
генеральный директор ГК "Реал" (сеть "РеалЪ. Свежие продукты")
Списания — это один из самых больных вопросов для торговли. В среднем у торговых сетей города на возврат уходит около 5% от поставленных скоропортящихся продуктов, но по некоторым категориям доходит и до 10%. Мне сложно сказать, как отразится изменение закона, если его примут, на работе сетей. Мы скоропортящиеся продукты почти не возвращаем, потому что с фермерами очень сложно договориться об этом. Для нашего бизнеса это один из самых сложных вопросов, так как вся продукция натуральная, без консервантов и срок хранения очень короткий. Решаем проблему только путем четкого планирования, тщательного анализа предыдущих продаж. Списания — это в полной мере человеческий фактор.
Алена Гилилова
совладелец сети "Гирлянда"