Театральный критик Дмитрий Циликин — о том, что можно посмотреть и послушать на XXIII фестивале "Звезды белых ночей".
Смотря с чем сравнивать. Если "Звезды" сами с собой — они, конечно, видали и более яркие времена. Первое, что приходит на память, — Венские филармоники и оркестр Густаво Дудамеля, Йонас Кауфман и Натали Дессей, Джон Малкович и балет Элвина Эйли… И много–много чего еще. Таких сенсаций нынче нет. С другой стороны, если сравнить с организациями, фестивалями, проектами, по которым проехался каток кризиса, — нынешние ЗБН, несмотря на курс рубля, всеобщий секвестр и прочие отечественные радости, выглядят весьма достойно.
Обе фестивальные оперные премьеры обречены привлечь к себе изрядное внимание, хотя нет оснований с уверенностью предполагать, что они станут крупными художественными событиями. Фестиваль открылся премьерными показами "Пиковой дамы" в новой версии Алексея Степанюка (третий как раз сегодня, 29 мая). Отчет о премьере, конечно, воспоследует. Вторая культовая опера — "Травиата" (17 июня): ее ставит Клаудиа Шолти. Предыдущие ее режиссерские опусы не заставляют возлагать особенных надежд на нынешний, однако имеющаяся в репертуаре Мариинского театра постановка Шарля Рубо столь плоха, что вряд ли госпожа Шолти ее в этом смысле переплюнет.
Балетная труппа на фестивале работает с полной выкладкой, поскольку билеты на многие программы в Концертном зале МТ продаются в нагрузку к балету, так что этот вид искусства служит своего рода локомотивом всего мариинского концерна. Будут и кумиры вроде Ульяны Лопаткиной, и настоящие балерины вроде Виктории Терешкиной, однако премьера обещана всего одна, да и та… 14 июня — вечер "Рыцари танца": тройной мужской бенефис. Евгений Иванченко и Данила Корсунцев выйдут в привычном репертуаре, а вот Игорь Колб — в специально сочиненном для него начинающим хореографом Максимом Петровым "Дивертисменте короля", это и есть премьера.
Солисты, чьи имена рассыпаны в афише ЗБН, — все старые знакомцы. Мариинские певцы с большой мировой карьерой, как всегда, в июне–июле слетаются домой на зов маэстро Гергиева. Роскошная Ольга Бородина, великолепная Екатерина Семенчук, превосходные Евгений Никитин и Михаил Петренко выйдут на родную сцену многократно, жаль лишь, что большей частью в посредственных, а то и просто дурных спектаклях. Среди гостей нужно выделить прежде всего необыкновенное сопрано Альбину Шагимуратову — она дважды споет царевну Лебедь в "Салтане" (16, 17 июля) и даст сольный концерт 21 июля.
Инструменталисты, как и балерины, представлены на любой вкус: от официально–государственных, так сказать, звезд вроде Дениса Мацуева и Юрия Башмета (он продирижирует неким микстом из музыки Шуберта, Сен–Санса и текста "Калигулы" Камю в исполнении Константина Хабенского; 9 июня) до котов в мешке — участников XV конкурса Чайковского, который параллельно с фестивалем второй раз пройдет не только в Москве, но и в Петербурге на разных площадках Мариинского театра. Председатель оргкомитета Валерий Гергиев обещает очень сильный состав конкурсантов.
Но главных художественных достижений на ЗБН следует ждать от дирижерского искусства. Вновь на фестиваль приезжает гениальный Кристоф Эшенбах — он встанет за пульт Мариинского оркестра 12 и 15 июня (билеты, смешно сказать, всего–то по 800 рубликов). Кроме того, Валерий Абисалович на пресс–конференции заявил, что от дирижирования не только не устает, наоборот: "Вот сегодня два прогона "Пиковой", значит, у меня 9 часов не звонит телефон и я не чувствую себя допрашиваемым по разным вопросам". Так что маэстро не откажет себе в отдыхе за любимой работой — из 175 спектаклей и концертов, что пройдут до закрытия фестиваля 2 августа, он самолично проведет несколько десятков. Как поет в 7–й картине Герман, "ловите миг удачи! Пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу".