В Госдуме подсчитали, что долги регионов по бюджетным кредитам превысили 1 трлн рублей

Автор фото: Павел Смертин/ТАСС

Закредитованность регионов РФ составляет 1,1 трлн рублей, заявил накануне спикер Госдумы Сергей Нарышкин. При этом спикер говорил только о бюджетных кредитах. В Министерстве финансов не знают, откуда Сергей Нарышкин взял это число.

Долг регионов перед федеральным бюджетом перевалил к началу апреля за 1,1 трлн рублей, заявил накануне спикер Госдумы Сергей Нарышкин. При этом не ясно, что он имел в виду, поскольку число отличается от официальных данных Министерства финансов. Общий долг регионов, включающий долги перед банками и обязательства по ценным бумагам, согласно этой отчетности, на ту же дату превышал 2,1 трлн.
"Мы отдаем себе отчет, что ситуация в бюджетной сфере очень сложная. Если за первые 9 месяцев прошлого года долг бюджетов регионов снизился и составлял примерно 1 трлн 736 млрд рублей, то за последний квартал прошлого года и за I квартал этого года долг вырос, закредитованность возросла, и долг составляет примерно 1 трлн 100 млрд рублей", — приводят СМИ не очень логичную цитату Сергея Нарышкина с заседания Совета законодателей с участием президента. При этом одни пишут, что речь идет о долгах перед федеральным бюджетом, другие относят его слова к общему долгу регионов. Ни то, ни другое не соответствует регулярно публикуемой отчетности Министерства финансов.
Непонятно, кто запутался в цифрах, спикер Госдумы или информационные агентства. По данным Минфина, только на 1 апреля общий долг регионов составлял 2,116 трлн рублей. Из них на долю бюджетных кредитов приходилось 734 млрд рублей, на банковские кредиты — 839,2 млрд рублей, на обязательства по ценным бумагам регионов — 433,4 млрд, еще 109,8 млрд приходится на госгарантии. Можно предположить, что речь идет о сумме долга по кредитам от федерального бюджета и облигациям. Однако купить облигации региона может кто угодно, были бы деньги.
Если допустить, что 1,1 трлн, о которых сказал Сергей Нарышкин, все же относятся к долгу перед федеральным бюджетом, то за месяц он возрос достаточно резко —  с 734 млрд рублей. Спикер, правда, сказал, что речь идет о данных на 1 апреля. На эту же дату актуальны данные по госдолгу регионов, опубликованные на сайте Минфина 21 апреля. В пресс-службе финансового ведомства, куда dp.ru накануне обратился с запросом, сегодня подтвердили опубликованные на сайте данные. Выступление Сергея Нарышкина в Минфине комментировать не стали.
Так или иначе рост долга региональных бюджетов перед федеральной казной не обязательно означает, что жизнь у тех ухудшилась — скорее, наоборот. Это может означать, что помощь в уплате банковских кредитов субъектов Федерации, о которой давно говорят финансовые власти и президент, уже оказывается.   
Путаница в понятиях возникает, поскольку помощь — это по факту новый заем, который берут для погашения банковского кредита. Но кредит из бюджета делает общий долг региона менее обременительным. Механизм поддержки выглядит более или менее просто: долги региона перед банками, сроки погашения которых приходятся на текущий год, делятся надвое. Получившуюся сумму регион в итоге получает из бюджета, но по щадящей ставке. Подобный кредит в 2,1 млрд рублей сроком на 3 года под 0,1% в начале апреля должна была получить, например, Новгородская область. В этом году регион должен отдать два коммерческих кредита в 4,2 млрд рублей — оба ВТБ.  
На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя предложение лидера ЛДПР Владимира Жириновского простить регионам долги, ответил, что так делать нельзя, но немного разгрузить их, конечно, нужно. Если полностью освободить регионы от уплаты долгов, это может спровоцировать только одно — они не станут платить и по новым долгам, заявил Дмитрий Медведев и привел в пример опыт советских колхозов.
Ранее, 30 марта, глава правительства подписал постановление о реструктуризации долгов 71 региона по бюджетным кредитам на сумму в 93,8 млрд рублей. помогут расплатиться с кредитами, взятыми на инфраструктурные проекты. В ходе того же заседания вице-премьер Дмитрий Козак отметил, что на реструктуризацию коммерческих кредитов законом о бюджете в этом году предусмотрено 150 млрд рублей. Поправки, принятые в первом чтении, увеличивают эту сумму до 160 млрд.