Почему в России такая низкая производительность труда

Автор фото: Туманов Максим/ТАСС

 Вице–президент группы компаний Springald Виталий Никифоровский - о том, почему в России такая низкая производительность труда.

В кризис на рынок труда выплескивается значительное количество специалистов всех рангов и мастей. И, кажется, у застройщика появляется шанс поменять персонал на более квалифицированный без особенных усилий. Мы тоже так думали. До последнего времени… В нашем бизнесе задействовано много подсобников. В конце 2014 года состоялся массовый исход граждан ближнего зарубежья. Примерно 70% уехавших вернулись обратно, а 30% не вернулись из–за проблем с оформлением документов.
Раз выпал такой шанс, было принято решение сформировать бригаду подсобников из петербуржцев, россиян и братьев–славян. При этом некоторое количество оставшихся рабочих из ближнего зарубежья сформировали похожую по численности бригаду. Условия работы и выполняемые задачи одинаковые. Навыки, судя по проведенным беседам и с той, и с другой бригадой, — тоже.
День первый. Бригада, назовем ее условно "СНГ", к концу рабочего дня выполняет план на день с некоторым запасом и по выработке примерно на 40% обгоняет свежесформированную бригаду "Славяне". На второй день бригада "Славяне" отстает еще процентов на пятьдесят.
День третий. На площадке только бригада "СНГ". На резонный вопрос к бригаде "Славяне": "Собственно, парни, вы где?" — получаем незабываемый ответ: "Мы всей бригадой пошли в охранники супермаркета. Да, платят там почти в 2 раза меньше, зато работать не надо".
Сначала кризиса я лично видел на собеседованиях секретарей с высшим образованием, которые значения ячеек в Excel на калькуляторе складывали, инженеров ПТО с высшим техническим образованием, которые чертеж с листа прочитать не могли, логистов, путавших Петропавловск–Камчатский с Петропавловском казахским. По моему мнению, эти люди переоценили свои возможности, и в роли слесарей, токарей, маляров, отделочников им было бы гораздо комфортнее, чем пытаться мимикрировать под работника умственного труда. Как они свои дипломы о высшем образовании получили? Не знаю, но догадываюсь. Лично мое убеждение, что кризис нам был необходим для отрезвления работающей части населения. Вдумайтесь: с 2000 по 2014 год средняя заработная плата в рублях выросла в 10 раз. Производительность труда — на 60%. При этом наша производительность труда в 2 раза ниже европейской и более чем в 3 раза — американской. Почему? Да очень просто: фактически уничтожена система среднего профессионального образования, и на каждого реального рабочего приходится по два–три сотрудника офиса, хотя в индустриальных странах все с точностью до наоборот.
Сейчас самые востребованные профессии не юрист, не менеджер, не продажник, а токарь, слесарь, подсобник. Причем зарплата у токаря такая, что некоторые топ–менеджеры черной завистью изойдут, а подсобник получает деньги, вполне сопоставимые с офисными. Кризис–2009 выгнал многих молодых людей из офисов в рабочие профессии. И обратно в офис вернулся только каждый десятый. Надеюсь, что нынешний кризис покажет всем, что один профессиональный рабочий гораздо ценнее трех офисных перекладывателей бумаги. Вполне возможно, скоро увидим объявления: "Ищу работу. Офис не предлагать".