Умерла одна из самых выдающихся мировых оперных певиц Елена Образцова. Dp.ru вспоминает ее интервью нашему изданию, в котором великая артистка рассказала о том, как хулиганила в опере, что не так c русским искусством, и что она чувствовала, когда пела.
Оперная певица Елена Образцова в интервью "Деловому Петербургу" в 2010 году открыто рассказала о преступлении против музыки, мешающих чиновниках и бездарях.
"ДП": Вам нравится то, что сейчас происходит с оперным бизнесом в Петербурге?
Елена Образцова: Приглашение иностранных дирижеров и певцов — это очень хорошо. Когда нет кровообращения, все погибает. Поэтому, когда приезжают с Запада какие-то очень хорошие актеры, певцы, это вливает жизнь в устоявшуюся атмосферу театра.
"ДП": Вы однажды сказали, что хотели бы в будущей жизни быть сопрано.
Читайте также:
В Петербурге открылась Академия музыки Елены Образцовой
Елена Образцова: Да, в меццо-сопрановом репертуаре я спела все, что могла. А еще есть много других опер, которые я безумно люблю: "Тоска", "Травиата"… Из "Тоски" я пела Vissi d'arte, но это я безобразничала, хулиганила.
"ДП": Что для вас идеальный звук?
Елена Образцова: Идеальный звук — это сочетание таланта, ясной цели, представления о том, что ты хочешь сказать людям, плюс техника пения, владение дыханием, хорошее физическое состояние.
Елена Образцова на "Голубом огоньке" 1970 год, "Кармен" Хабанера - Ария L'amour est un oiseau rebelle
"ДП": Понимание того, что хочешь сказать людям, приходит со временем?
Елена Образцова: Нет, мне было 5 лет, меня уже разрывало от страсти к пению. Отец мне кричал: "Закрой рот, я больше не могу слышать твою пискотню!" А мне хотелось спеть эту красоту, которую я ощущала в душе.
"ДП": Что важно для построения великой карьеры, кроме таланта и трудолюбия?
Елена Образцова: Еще случай, удача. Без сомнения, у меня это было. Я прожила жизнь в счастье, потому что пела в лучших театрах мира, с лучшими певцами, лучшими режиссерами и дирижерами. Мне повезло, это правда.
"ДП": Как вы добиваетесь того, что люди, слушающие ваше пение, ощущают себя в другом пространстве и времени?
Елена Образцова: Потому что я тоже в этот момент в другом пространстве. Когда я выхожу на сцену, я уже не я, и я живу уже не на земле, а в какой-то прослойке между небом и землей. Так бы я сказала. Это жизнь в другом измерении получается, потому что, даже если я больна и начинаю петь, я уже не чувствую боли. Абсолютно параллельный мир существует. Это говорю не только я. Люди талантливые, драматические актеры и пианисты, все музыканты знают, что если получается погружение в параллельный мир, тогда мы что-то можем сделать.
"ДП": Считается, что в области точных наук и машиностроения Россия отстала от остального мира навсегда. А в музыке?
Елена Образцова: Нет. В свое время у нас были очень хорошие певцы, которые выходили на международный уровень. И сейчас такие певцы есть: Нетребко, Хворостовский, Чернов, Галузин. Много певцов, которые занимают очень большое положение в мире оперы. А то, что они выступают на Западе, а не здесь, — это вина нашего правительства, которое не понимает, что нужно платить деньги оперным певцам, чтобы они пели здесь.
Нас-то при советской власти заставляли тут петь, потому что мы везде пели бесплатно. Те большие гонорары, которые мы получали за рубежом, мы все отдавали. Нормально, что люди, которые хотят заработать, поют на Западе, потому что здесь ничего не платят.
"Пиковая дама", Большой театр, 1983 г.
"ДП": Насколько современен репертуар российских оперных театров?
Елена Образцова: Репертуар очень узок, плохие режиссеры, неважные дирижеры. Я думаю, что люди, которые уезжают на Запад — я их нисколько не виню — они едут не только за деньгами, но и за тем, чтобы проникнуться западной культурой. По моему мнению, хорошая оперная режиссура — это когда не надо петь вверх ногами и забираться на дерево, чтобы спеть "Евгения Онегина". Исторические костюмы — это очень важно.
Я считаю, то, что сейчас делается в опере, — преступление против оперы. Это все равно что пририсовывать какие-то детали к классическим картинам. Это дикость. Если хочется что-то осовременить, пусть напишут современную оперу и ставят как хотят. Все это идет от бездарности, от бескультурья. Современные ребята очень мало читают, мало знают, мало видят, мало ездят. Надо познать мир, чтобы стать дирижером. Сейчас в опере отвратительно все идет и в Германии, и в Испании. Во многих театрах какие-то современные выверты.
"ДП": Каким вам видится будущее современной музыки?
Елена Образцова: Не надо переживать за музыку. Она была, есть и будет всегда, и певцы тоже будут. Был какой-то момент очень грустный у нас, потому что старое поколение еще не ушло, а молодое еще не научилось. Сейчас они уже научились, входят в силу. Все будет нормально.
"ДП": Вы с высоты своего жизненного опыта понимаете, почему в России все складывается не самым удачным для человека образом? Жизнь труднее, талантам сложнее найти дорогу…
Елена Образцова: Талантам сейчас полегче, потому что нет советской власти, которая разрешала людям уезжать только на 3 месяца. То, что мы сделали какие-то карьеры, это все вопреки. Почему у нас плохо? Потому что работать люди не могут. Нет рабочих мест, много заводов стоят. Это не только у нас. Очень плохо в Греции, Испании. Я знаю, потому что бываю. Никто не в состоянии объять необъятное, и наши руководители не могут.
Как я понимаю, у Сталина в Советском Союзе так мудро было сделано, что все республики делали что-то свое. Один кусочек турбины в одной республике, другой — в другой. Когда Союз рухнул, распалась вся промышленность, вот и все. До сих пор все это не могут собрать. Это время принято сейчас хаять, но в Советском Союзе было много хорошего, мы были великой державой. Но это вопрос-то не к певице…
Знаете, мешают очень чиновники. Когда хочется сделать что-нибудь быстро и хорошо, то они очень мешают. У меня есть очень много предложений, но даже мне сложно встретиться с большими людьми в нашем государстве. Чиновники просто лежат на пути, и невозможно встретиться. Это очень печально.
"ДП": Некоторые деятели культуры называют чиновников бесами у власти…
Елена Образцова: Бесами? Да, наверное. Их очень много, и они очень бездарны. А бездарности всегда вместе. Таланты — одиночки, вместе они не бывают, поэтому бездарности всегда сильнее, чем одаренные люди.