Многие ЗАО решили реорганизоваться в ООО

Автор фото: Коньков Сергей
Офис компании livetex.

Большинство акционерных обществ выполнили требование нового закона и передали ведение своего реестра регистраторам. Но, осознав все особенности такого существования, часть из них решают реорганизоваться в ООО и таким образом избавиться как от расходов, так и от лишней головной боли.

С1 октября 2014 года закончился период, когда акционерным обществам (АО) в России было позволено вести реестр акционеров самостоятельно, — теперь это могут делать только лица, имеющие предусмотренную законом лицензию, то есть регистраторы. Для многих компаний новый закон означал отказ от многих "вредных привычек": формального подхода к написанию устава, проведения собраний акционеров задним числом, несоблюдения требований об уведомлении акционеров о собрании минимум за 20 дней и т. д.
Однако установленный ЦБ штраф за нарушение нового закона в размере от 700 тыс. до 1 млн рублей (при котором многим предпринимателям было бы проще закрыть фирму, чем оплачивать нарушение) заставил компании выполнять требования в положенный срок. Представители регистраторов заявляют, что основная масса АО передала им ведение реестров, благодаря чему у них существенно выросла база клиентов.

Путь к цивилизации

"По нашим оценкам, к нам пришло около 2 / 3 от объемов потенциального рынка, — говорит Дмитрий Чураков, директор Северо–Западного филиала "ВТБ Регистратор". — Те компании, чья правовая культура повыше, пришли пораньше, кто–то, естественно, пришел в последний момент, а часть еще находится в процессе — наша клиентская база продолжает пополняться ежедневно. Мы объясняем, что для компаний передача реестра регистратору — это не дополнительная нагрузка, а переход в цивилизованную правовую сферу и значительное преимущество. Затраты, которые эмитент при этом несет, символические, а риски правовой и экономической безопасности АО полностью минимизируются".
О существенном росте базы заявляют и другие игроки рынка, кроме того, по их словам, благодаря нововведению рынок оказания услуг по ведению реестра пришел в движение: началась новая фаза консолидации. "Только за август и сентябрь к нам пришло более 200 новых эмитентов, и это притом, что всего в Петербурге по состоянию на 30 июня 2014 года мы обслуживали около 500 компаний, а мы работаем на рынке регистраторских услуг уже 20 лет, — рассказывает Надежда Лазунина, генеральный директор ЗАО "ПЦРК". — Сейчас у акционерных обществ нет возможностей вести реестр акционеров самостоятельно, поэтому компании активно выбирают себе подходящего регистратора в качестве партнера".

Хотим в ООО

Значительная часть акционерных обществ пошла по другому пути и выбрала для себя реорганизацию в общество с ограниченной ответственностью. По данным ИФНС № 15, с августа по ноябрь статус АО на ООО поменяли около 800 юрлиц (это 6,67% от общего количества), притом что за аналогичный период прошлого года этот показатель составил всего 23.
Причем процесс пока явно не остановился — в стадии реорганизации находятся еще 189 юрлиц. Поэтому не исключено, что регистраторов может ждать небольшой отток из тех компаний, которые сначала приняли решение о передаче ведения реестра регистратору, а потом решили все же перейти в статус ООО. При этом эксперты отмечают, что мотивация чаще всего упирается в организационные моменты, а не в стремление сократить финансовые расходы, так как ни налоговых, ни каких–либо других льгот ООО не имеет, а стоимость ведения реестра не является для большинства компаний накладной. Для небольшого АО оно стоит, как правило, не более 30 тыс. рублей в год, притом что перерегистрация в ООО — около 50–60 тыс. рублей.
"Некоторые клиенты действительно сначала встают на учет, а потом принимают решение о реорганизации, чтобы уйти от лишнего администрирования, — говорит Сергей Осутин, председатель совета директоров холдинга "О. С. В.". — Это связано с тем, что вначале многие не до конца осознавали, какие изменения их ждут. Например, теперь, чтобы проводить общее собрание, надо вызывать к себе представителя регистратора; чтобы получить справку или выписку, надо заказывать их заранее и платить. Для многих это ненужные сложности".
Правда, иногда регистраторам удается убедить клиентов, что сложности от перерегистрации могут быть не меньше. Например, если у компании есть договоры с КУГИ на льготных условиях, лицензии на основную деятельность и т. д., то, если компания перерегистрируется, ей придется все переоформлять, и не факт, что условия договора останутся прежними. И в этом случае акционерному обществу выгоднее оставаться в своем статусе.

Крайняя мера

Что касается штрафов, то, по данным регистраторов, пока ему не подвергся никто, и не исключено, что, даже когда ЦБ примется наказывать нарушителей, он проявит определенную гибкость. "Все будет зависеть от степени тяжести нарушения, — считает Надежда Лазунина. — Если компания после 1 октября продолжает вести реестр и делает передаточные надписи, то есть переоформляет право собственности на ценные бумаги, это однозначно нарушение и, следовательно, штраф. Но если общество начало вести реестр еще в 1990–е годы и просто его не успели передать регистратору в срок, но, опомнившись сделали это, например, сегодня, то такая компания, возможно, отделается лишь замечанием от ЦБ по результатам проверки".