Комитет по инвестициям Смольного презентовал новую Инвестиционную стратегию Петербурга до 2030 года. Ее авторы уверены, что уже к 2020 году инвестиции в основной капитал в Петербурге увеличатся в 2,3 раза, а объем прямых иностранных инвестиций — в 2,8 раза. При этом чиновники рассчитывают, что нефть в этот период будет стоить не менее $90 за баррель, хотя сегодня цена уже опустилась ниже $70, а экономический рост в России составит 2,5-3% в год, хотя федеральные власти ориентируются максимум на 1,2%.
Согласно Инвестиционной стратегии, к 2020 году инвестиции в основной капитал в Петербурге повысятся с 366,9 млрд рублей (отчет 2013 года) до 982,7 млрд, к 2030-му — до 3 трлн рублей. Объем иностранных инвестиций с $13,4 млрд в 2013 году вырастет к 2020 году до $15,2 млрд, к 2030-му — до $17 млрд. Из них прямые иностранные инвестиции в 2013 году составляли $1,4 млрд, в 2020-м повысятся до $3,9 млрд, в 2030-м — до $5,4 млрд.
Количество инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку, в 2015 году составит 5 штук, в 2020-м — 15 штук. При этом в 2013-2014 годах ни один инвестпроект не получил такой поддержки.
Комитет по инвестициям констатирует, что начиная с 2011 года объем инвестиций в основной капитал сокращался год к году. Так, в 2010 году этот показатель составил 401,5 млрд рублей, что на 14% было выше, чем в 2009-м, а в 2011 году снизился на 13%, в 2012-м — еще на 7%, в 2013-м подрос на 0,3% по сравнению с 2012-м годом.
Лишний оптимизм
Примечательно, что авторы стратегии строят свои прогнозы с учетом стоимости нефти не менее $90 за баррель и экономического роста в 2,5-3% в год. При этом уже сейчас цена нефти опустилась ниже $70 за баррель, а рост экономических показателей на 2015 год минфин запланировал на уровне 1,2% и не исключает его коррекции в сторону понижения. На прошлой неделе именно это стало главным поводом для критики стратегии депутатами ЗакСа, которым представляли проект. Эксперты тоже отреагировали на документ весьма сдержанно.
Коммерческий директор девелоперской компании "Леонтьевский Мыс" Борис Каптелов считает многие целевые показатели стратегии слишком оптимистичными. Например, его удивляет расчет Смольного на рост прямых иностранных инвестиций. "Прогнозы по рейтингу Doing Business и снижению административных барьеров по привлечению капитала, равно как и развитию малого бизнеса, идут вразрез с федеральными инициативами 2014 года. Целевая кредитная ставка 4% в 2030 году, обозначенная в стратегии, возможна, только если риски российской экономики станут сравнимыми с наиболее экономически развитыми странами мира", — говорит Борис Каптелов. Такое ощущение, что авторы рассматривают Петербург как город в космосе, а не ключевой российский мегаполис, добавляет он.
Эксперты предполагают, что к 2030 году нефть уже может не иметь такого ключевого значения в мировой экономике, как сейчас. Поэтому ориентироваться на ее стоимость нецелесообразно. "Учитывая всеобщую неопределенность как в России, так и в мире, я бы отложил долгосрочное прогнозирование до стабилизации ситуации и сфокусировался бы на среднесрочном горизонте в 3-5 лет. На мой взгляд, до 2017 года инвестиции в Петербург будут в лучшем случае сохранять свой объем, а скорее всего снижаться. Многие крупные инвестпроекты придется пересмотреть или отложить. Малому бизнесу предстоит серьезная встряска: централизация работает против него", — предполагает Борис Каптелов.
Понятно, что планирование долгосрочное, и в нем присутствует оптимистичный расчет на восстановление глобальной экономики до 2030 года, говорит ведущий аналитик аналитического отдела Банка БФА Дмитрий Жданов. "Но складывается впечатление, что данная стратегия была написана как минимум год назад и не скорректирована с учетом тех реалий, в которых оказалась отечественная экономика после всех экономических и геополитических пертурбаций 2014 года". По мнению Дмитрия Жданова, чрезмерный оптимизм сейчас неуместен.
Тимур Нигматуллин, аналитик "Инвесткафе", считает, что наиболее уязвимы прогнозы Смольного по привлечению прямых иностранных инвестиций и финансированию транспортной инфраструктуры из федерального бюджета. "В первом случае эффект может быть обусловлен геополитическим кризисом. Во втором случае трансферты из федерального бюджета могут быть ограничены при продолжении резкого снижения цен на нефть, которое мы сейчас наблюдаем", — поясняет эксперт.
Привлекательность падает
Бизнесмены отмечают, что сейчас Петербург нельзя назвать привлекательным для инвесторов. Часть компаний перенесли сроки ввода объектов по субъективным причинам, другие изменили свои планы по инвестированию в Петербурге из-за общей негативной экономической ситуации, некоторые решили вложиться в промышленность в других регионах, более привлекательных.
Так, в этом году в Твери открылся экскаваторный завод Hitachi. Ранее компания хотела построить его в Петербурге. В Эстонии запустил два новых завода петербургский "Аквафор". Volkswagen также вел со Смольным переговоры о строительстве завода, но в итоге выбрал Калугу. Ford Sollers развивает новую площадку в Елабуге гораздо активнее, чем всеволожское производство. Участники рынка предполагают, что завод в Ленобласти и вовсе может закрыться.
По оценке Ernst & Young (EY), в 2007-2012 годах в Петербург было привлечено 11,3% от общего количества прямых иностранных инвестиций в Россию (прежде всего, в сферу услуг и в производство). А вот за 2011-2012 годы число инвестпроектов сократилось на 31,3%, а созданных новых рабочих мест — на 70,9%. Причина – политика новой команды Смольного во главе с Георгием Полтавченко, считают в EY. За последние три года в Петербурге не стартовал ни один новый значимый инвестпроект, зато многие были закрыты.
Партнер юридической фирмы "Борениус" Майя Петрова рассказывает: "К нам приходят инвесторы, которые не могут найти площадку для реализации проекта, понять, как она будет подключаться к инженерной инфраструктуре. Разрешительные документы — отдельная головная боль. Только на градостроительную документацию уходит два года". Но даже если компания оформила все документы и получила разрешение на строительство, вдруг может измениться закон Петербурга о территориальном зонировании, и инвестору нельзя строить промышленный объект там, где он запланировал. "Можно попытаться доказать свою правоту в суде, но это долго и не всегда удается. К тому же, чиновники часто в таких случаях обещают инвестору заморозить документацию по всем остальным проектам, так что он пожалеет, что пошел в суд", — говорит Майя Петрова.
В регион с такой неопределенностью инвестиционных условий, когда правила игры могут поменяться на полпути реализации проекта, бизнес идет неохотно, отмечает она. Именно с этим связан, например, недавний громкий уход из Петербурга компании "Оптоган", которая собиралась вложить 3,3 млрд рублей в строительство в ОЭЗ "Нойдорф" завода по разработке и производству светодиодных чипов. "Оптоган" стал резидентом "Нойдорфа" в 2009 году и собирался запустить первую очередь в 2011-м. Но из-за того, что Смольный затянул обустройство ОЭЗ и снабжение ее необходимой инфраструктурой, планы инвестора были сорваны.
Смольный регулярно обещает разработать новые программы и принять законы, которые повысят привлекательность города для инвесторов. Однако программы принимаются, а привлекательность только падает. Например, как сообщили в комитете по промышленной политике и инновациям Петербурга, с 1 января 2016 года изменятся правила предоставления налоговых льгот предприятиям, инвестирующим в собственное развитие. В частности, сейчас льготы действуют только для предприятий-производителей автокомпонентов и фармацевтических товаров. Размер льгот зависит от объема инвестиций в развитие своего предприятия. Новый порядок снимет функциональные ограничения: на льготы смогут претендовать все предприятия, независимо от отраслевой принадлежности.
Однако прямого действия закон иметь не будет. То есть решение о том, получит инвестор льготы или нет, в каждом конкретном случае будут принимать чиновники.
Малым предприятиям в городе особенно трудно вложиться в развитие промышленности. Одна из проблем, которую Смольный не может решить уже не первое десятилетие, — обеспечение инфраструктурой. "Малых предпринимателей должны бесплатно подключать к электроснабжению. Но когда такой предприниматель приходит к энергокомпании, скажем, в Кировском районе, ему предлагают подключение на Ржевке. "А здесь когда будет можно?" — спрашивает он. А здесь, говорят ему энергетики, через 20 лет подстанцию построим", - рассказывает Александр Ходачек. В качестве примера он привел проект ВШЭ по реконструкции здания на Кантемировской улице. Его подключат к электроподстанции, которую должны были построить ровно 10 лет назад, но ввели в строй только в этом году.
"Пока власти не наведут порядок в процессе согласования инвестпроектов, не заложат в адресные программы развития города инфраструктуру, Петербург не будет нормально развиваться", — уверен Александр Ходачек.