Развитие Севастополя: что дальше

Автор фото: Юлия Крымова

Из бюджета РФ Севастополь получит 35 млрд рублей. Его собственный бюджет собираются сделать профицитным за счет оборонзаказов, развития промышленности, виноделия и туризма. Dp.ru изучил отрасли нового региона, в которые будут вкладываться миллиарды.

По ФЦП социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года город федерального значения получит 35 млрд руб. Эти средства пойдут на первоочередные нужны: создание независимой системы энерго- и водоснабжения, строительство и ремонт дорог, портовых объектов, больниц и индустриального парка, реконструкцию аэропорта «Бельбек» и Севастопольского госуниверситета.
Агентство стратегического развития Севастополя (АСРС) совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) предложило свое видение развития экономики и инфраструктуры города на ближайшие 15 лет. Концепцию представил Алексей Чалый, имя которого было хорошо известно в российской энергетике, но до 2014 года не звучало в политике. С конца февраля создатель и владелец транснационального холдинга «Таврида Электрик» (производство вакуумных коммутаторов и реклоузеров) возглавил «революционный» исполком при горсовете Севастополя, а после крымского референдума и присоединения к России стал врио губернатора. Из-за включения своего имени в список санкций Чалый вышел из бизнеса, после чего оставил губернаторский пост и возглавил АСРС. Кроме этого, он руководит севастопольскими отделениями ОНФ и «Единой России».

Солнце, море и бухты не для курорта

На текущий год дефицит бюджета Севастополя превышает 60%, расходная часть равна 9,6 млрд руб., доходная — 3,4 млрд рублей. Эту разницу предлагают покрыть за счет обеления экономики и развития ключевых отраслей. Севастополь собираются сделать «максимально комфортным для проживания» и к 2019 достичь профицита бюджета, а через 15 лет десятикратно увеличить ВРП.
По оценкам экспертов, степень тенизации украинской экономики примерно в два раза превышает российскую (16-20% от ВВП России и 34-44% от ВВП Украины). По подсчетам АСРС, в 2013 году от налога на доходы физлиц Севастополь недополучил 1 млрд рублей. В лидерах серой экономики находились торговля и сфера услуг (потери бюджета 410 млн руб.), строительство (210 млн руб.), операции с недвижимостью (100 млн руб.). По налогу на прибыль потери только от строительства составляли 740 млн руб. За 2013 год в Севастополе было введено в эксплуатацию 300 тыс. м2 жилья, при этом вся строительная отрасль показала 141 млн руб. убытка, хотя по подсчетам экспертов агентства, реальный доход составил 4,1 млрд руб. Бюджетные потери в Севастополе собираются устранить за 5 лет, используя дорожную карту по сбору налогов, которая применялась в России с 2000 года.
В отличие от Республики Крым, в Севастополе не планируют делать ставку на развитие курортного бизнеса. «Наши конкурентные преимущества – это солнце, море, хорошие бухты. Из этого можно выжать достаточно много экономики, причем в неявном виде – не в виде пляжей и гостиниц с ресторанами», — считает Алексей Чалый. С таким тезисом он выступал еще в марте, объясняя вступление Севастополя в РФ отдельным субъектом. Приоритетными направлениями для города в АСРС считают комплексное обслуживание Черноморского флота, приборостроение, IT-индустрию, производство элитных вин, рыбопереработку, а также культурно-исторический и военный туризм.
По сути, агентство предлагает вернуться к разрушенной за 20 лет советской индустрии, при которой город специализировался на судостроении и судоремонте, радиоэлектронике и научно-технических разработках. При этом ставка делается не на существующие предприятия, а на новый бизнес, который придет в город благодаря введению особой экономической зоны. По проекту закона об ОЭЗ, предприятия-резиденты первые 10 лет не будут платить налог на прибыль и еще на 5 лет получат льготную 10% ставку. За это их обяжут вложить в развитие бизнеса не менее 150 млн руб. за три года.

Оборонный комплекс

Минобороны уже пересматривает «под Крым» федеральную целевую программу «Создание системы базирования Черноморского флота на территории России в 2005-2020 годах», на которую в ближайшие пять лет федеральный бюджет потратит 46 млрд рублей. По сообщениям оборонного ведомства, до 2020 года Черноморский флот получит 30 новых боевых и вспомогательных кораблей, среди которых шесть подводных лодок проекта 636.3, шесть сторожевых фрегатов 11356Р/М, корветы нового поколения проекта 22160. Первые две подлодки и фрегат должны поступить в 2014-2015 годах. В ФПЦ также предусмотрено развитие системы базирования флота, частей ПВО и морской пехоты, авиационных баз.  
По мнению и федеральных чиновников, и местных властей, комплексное обслуживание Черноморского флота должно стать ключевым направлением для Севастополя. В текущем состоянии оборот отрасли составляет 1,4 млрд рублей, по прогнозу Агентства стратегического развития через пять лет он вырастет до 6 млрд рублей, а к 2030 году – до 12 млрд рублей.  
Однако стратегия АСРС упирается в серьезную преграду. Крупнейшей судоремонтной базой – «Севастопольским морским заводом» (СМЗ)  – сейчас владеет украинский президент Петр Порошенко (90% акций через фонд "ПраймЭссетсКэпитал"). Завод, занимающий 53 га в Южной и Инкерманской бухтах, имеет полную ремонтную базу для крупногабаритных судов (в сухих доках длиной до 165 м, у достроечных набережных – до 300 м), хотя и находится в сильно изношенном состоянии, а штат его сотрудников сократился с 15 тыс. до 200 человек.
Южная площадка СМЗ «плотно» включена в стратегию развития Севастополя. Часть территории с сухим доком собираются передать 13-му судоремонтному заводу Черноморского флота РФ (на данный момент только он обеспечен заказами от Минобороны, хотя и не имеет собственных сухих доков). Там же планируют обслуживать и новые корабли ЧФ.
«Контракты между Министерством обороны и "Объединенной судостроительной компанией" предполагают обслуживание кораблей в течение всего жизненного цикла. То есть создание сервисных центров на месте базирования кораблей. Хотелось бы, чтобы на этой же площадке – а она достаточно большая – в том числе был центр обслуживания кораблей четвертого поколения», — говорит Чалый. Кроме этого, на территорию СМЗ хотят перевести 54-й механический завод из Арт-бухты и мастерские на Минной стенке, освободив тем самым берег для строительства пешеходной набережной.
Де-факто «Севморзавод» сейчас не работает – украинские заказы ушли, поставки металла и комплектующих с территории Украины перекрыты, а для выполнения российского оборонзаказа нет лицензии. В мае, накануне выборов, Петр Порошенко заявил о готовности продать все свои бизнес-активы, если станет президентом, однако до сих пор никаких данных о продаже акций СМЗ не поступало. На самом «Севморзаводе» этот вопрос не комментируют. В июне врио губернатора Севастополя Сергей Меняйло рассказал, что ведется проверка условий приватизации и оценка собственности СМЗ. «"Севморзавод" будет российским. Это будет севастопольское предприятие, которое налоги будет платить в бюджет Севастополя», — заявил Меняйло, в том числе сообщив, что гидротехнические сооружения на территории СМЗ не могут быть приватизированы и находятся в собственности государства.
«Севморзавод», 13-й СРЗ и КБ «Черноморец» планируют объединить в оборонную корпорацию, куда также войдет севастопольский Авиаремонтный завод. Недавно украинская прокуратура через суд потребовала от предприятия вернуть четыре вертолета Ми-8 и 53,5 млн грн, перечисленных для проведения их капремонта. Городские власти в ответ сообщили, что завод проходит перерегистрацию, после чего отремонтированные вертолеты вернут напрямую заказчикам в Хорватию и Вьетнам. С августа завод обещают обеспечить российскими заказами.  
Еще один работающий судоремонтный завод «Южный Севастополь» выполняет заказы по строительству и ремонту паромов и яхт (в 2013 году на нем был построен паром «Николай Аксененко» для переправы «Крым-Кавказ») и, скорее всего, не будет ориентирован на оборонные заказы.  

Приборостроение и IT

Приборостроение стартует с оборота в 2 млрд рублей, к 2020 году вырастет до 275 млрд рублей, а спустя 10 лет — еще в два раза, и составит две трети ВРП, прогнозируют эксперты. Будущее отрасли видят в производстве сверхчистых материалов и компонентов для микроэлектроники, научном приборостроении, электротехнике.
Сейчас в Севастополе на территории бывших приборостроительных гигантов работают небольшие предприятия, которые производят радиооборудование для судов, светотехнику и электротехнику: «Маяк», «Муссон-Марин», КБ радиосвязи, «Эра», «Парус». Также в Севастополе базируется КБ и испытательная лаборатория ЗАО «Таврида Электрик». Рост отрасли планируется за счет создания новых предприятий, причем, по словам Чалого, во всю концепцию заложены переговоры с компаниями и «проекты, которые находятся в более-менее продвинутой стадии». Один из проектов – создание в городе интеллектуальной распределительной электросети с высокими показателями надежности.
Часть новых производств можно разместить на территории бывших советских заводов, однако свободных площадей на них осталось уже не так много. Более 50 тыс. м2 «Муссона» занимают ТРЦ и спорткомплекс, «Маяк» разделен на мелкие офисы, из старых гигантов пустует только «Парус» на Северной стороне (с 2007 года 99% акций принадлежат московской электротехнической компании «Динамо», входящей в «ЭДС-Холдинг»). Под приборостроение и IT в стратегию развития Севастополя заложено строительство индустриальных и техно-парков.
Объем IT-рынка в Севастополе сейчас оценивают в 2,5 млрд руб. с перспективой роста до 35 млрд. По данным АСРС, в нескольких десятках фирм работает 1700 программистов. Пока об официальном закрытии своего филиала объявила только украинская аутсорсинговая компания SoftServe (штат программистов перешел во вновь созданную российскую фирму«Алвион Европа»). Для дальнейшего развития кластера в Севастополь собираются привлечь офисы «нескольких ведущих IT-компаний».

Туристы и вино

Приоритетным направлением для Севастополя будет исторический и военный туризм. Алексей Чалый, известный созданием музея «35-я береговая батарея», предлагает на федеральном уровне ввести программу военно-патриотического туризма для российских школьников. Старшеклассники за три дня смогут погрузиться в историю России, от истоков христианства до Крымской и Великой отечественной войны. Кроме этого, в Севастополе продолжит развиваться рекреационный, спортивный, деловой и эно-туризм (то есть, винный туризм). За 15 лет отрасль может вырасти с 2 до 12 млрд рублей.
Объем рынка виноделия в Севастополе составляет 5 млрд руб., под виноградники занято около 8 тыс. га. Работают три крупных винодельческих предприятия: государственный Севастопольский винзавод (производит игристые вина, не имеет собственных виноградников и арендует производственную линию), «Инкерманский завод марочных вин» (виноделие полного цикла, входит в «Первый национальный винодельческий холдинг» Валерия Шамотия,  Днепропетровск), «Агрофирма «Золотая балка» (игристые вина, полный цикл, принадлежит украинскому бизнесмену Петру Устенко).
Отрасль предлагают развивать по пути элитного виноделия и создания винной провинции, основой которого станут небольшие винодельческие компании полного цикла. «Экономически эта модель гораздо эффективней, с одного гектара дает гораздо больше выручки, а значит, и налогов», — говорит руководитель АСРС. В перспективе оборот отрасли вырастет до 17 млрд руб.

Строительство

По мнению Агентства стратегического развития, Севастополю не интересны инвестиции в строительство летнего жилья. «Эта отрасль дезавуирует наши конкурентные преимущества», — считает Чалый. В градостроительном плане заложено масштабное изменение инфраструктуры: создание нового административного центра и жилых кварталов в незастроенном районе Зеленой горки, строительство новой ТЭЦ в Штурмовом, гражданского аэропорта на мысе Херсонес, объездных дорог и транспортных узлов, индустриальных парков, восстановление исторических зданий, строительство протяженной набережной с приморским парком.  
Кроме этого, город нуждается в модернизации водопроводной, газовой, тепловой и канализационной сетей. Часть проектов будет реализована за счет ФЦП (строительство ТЭЦ и частично мусороперерабатывающего завода).
Под предложенную стратегию создадут корпорацию развития Севастополя, которая станет заказчиком строительства основных объектов.
В градостроительном плане почти не затронут район Северной стороны Севастополя с природными песчаными пляжами общей длиной около 20 км и курортной инфраструктурой. Эта часть города, очевидно, продолжит развиваться в направлении летнего пляжного туризма.

«Что дальше?»

В начале июля в Севастополе появились тизерные рекламные щиты с фразой «Русская весна… Что дальше?» без какого-либо намека на рекламодателя. Рекламная кампания взбудоражила город, непривычный к таким технологиям, и все же воспринималась как ход перед выборами в Заксобрание Севастополя, которые состоятся 14 сентября. Интрига разрешилась на презентации стратегии развития, где тот же плакат появился с лого АСРС и АСИ. Концепт развития, представленный лидером севастопольских единороссов, таким образом,  становится предвыборной программой и может заметно повысить шансы ЕР на выборах. Стратегия АСРС, скорее всего, станет основой для генерального плана развития Севастополя, который будет приниматься уже новым составом депутатов.