Медведев нашел силу в праве

Премьер-министр Дмитрий Медведев на Международном юридическом форуме призвал решать конфликты в правовом поле, а не силой. Речь выглядела довольно беспомощной — Медведев пообещал жаловаться в ВТО на санкции и более ничего.

Главная цель IV Международного юридического форума в Петербурге, по словам Дмитрия Медведева, заключалась в поддержке принципа верховенства права — то есть разрешения споров правовыми способами. "Мы наблюдаем, как практически любой конфликт в мире пытаются решить силой, — с прискорбием отметил премьер-министр. — Иногда мягкой силой, например, санкциями". "Правовые методы должны быть сохранены, возвращены и внедрены в самую суть политики и общественной морали. У нас с вами миссия защиты самого права", — заявил он аудитории.
"Одна и та же международная норма трактуется по-разному, зачастую противоположным образом. Это ведет к тому, что часто на государственном уровне формируется свое понимание международного права", — продолжил Медведев. Это, видимо, должно относиться к США и Евросоюзу, хотя названий стран он не произнес. Тут же премьер добавил, что заимствования из других правовых систем "работают не всегда, только если они сочетаются с элементами национальной системы и правосознанием обычных людей". Это, в свою очередь, надо полагать, относится уже к России.
Затронув вопрос санкций, Медведев бескомпромиссно назвал их "ничтожными и нелегитимными", принятыми в несоответствии с уставом ООН, и подтвердил намерение оспорить их в системе разрешения споров Всемирной торговой организации, куда Россия не так давно вступила. "У нас будет повод оценить непредвзятость и объективность органа по разрешению споров, — с вызовом сказал Дмитрий Медведев. — У нас есть и другие поводы идти в международные суды".
Впрочем, кажется, что это будет для Медведева скорее поводом почувствовать себя в шкуре оппозиционера, оспаривающего нарушения на выборах в российском суде. Так же безуспешно, несмотря ни на какие доказательства. Но ничего другого, видимо, не остается. Завершил свой спич глава правительства цитатой из фильма "Брат-2": "В чем сила, брат?" — обычно говорят "в правде", но в русском языке правда и право — однокоренные слова, так что для всех нас сила — в праве".
Аудитория на этот раз оказалась скромнее, чем раньше. На предыдущие форумы приезжали высокопоставленные чиновники Евросоюза. Теперь компанию Медведеву составили министр юстиции Аргентины и председатель Верховного суда Индии. Они полностью согласились с тем, что верховенство права должно превалировать. В этом, кажется, в мире никто вообще не сомневается. Просто, как сказал Медведев, трактовки разные.
Внутренним событиям Дмитрий Медведев тоже уделил внимание. Например, вскользь отметив происходящее "размывание структуры права" и "стирание казавшейся незыблемой грани между публичным и частным правом". Возрастает влияние публичного права на частное, признал он, но подробно на этом не остановился и что с этим делать, не сказал.
Кроме того, стоит отметить упоминание премьером законопроекта о контролируемых иностранных компаниях. Медведев сообщил, что недавно обсуждал его с Минфином, который и разработал документ еще в начале апреля. Речь идет о введении в Налоговый кодекс понятий "контролируемых компаний", "контролирующих лиц", "налоговых резидентов" и так далее — в конечном итоге речь идет о требовании уплачивать в России налог с прибыли офшорных компаний (их прибыль будет считаться прибылью бенефециара).  Хотя Дмитрий Медведев и произнес положенные слова о том, что "офшоризация бизнеса лишает государство значительной части налогов", столь радикальные новшества, сказал он, надо "вводить с умом", и о судьбе инициативы ничего не сказал. Что, видимо, должно означать, что идея буксует, и в правительстве пока не готовы к ней — по крайней мере, в предложенном виде.