"Деловой Петербург". Как заработать, отправив шведов в Сибирь

Автор фото: Беликов Валентин

Географы Андрей Крусанов и Михаил Самарский создали компанию, которая организовывает приключенческие туры для иностранцев. После того как предприниматели начали работать и с российскими туристами, оборот компании достиг 25 млн рублей в год.

"Компания появилась без всякого бизнес–плана", — рассказывает Андрей Крусанов, совладелец турфирмы "Географическое бюро". В 1989 году, когда он и Михаил Самарский, выпускники географического факультета СПбГУ, создали "хозрасчетное подразделение университетского Интерцентра", они планировали организовывать в России практику для иностранных студентов. С большим трудом предприниматели раздобыли пишущую машинку с латинским шрифтом и разослали 100 писем в иностранные компании. Ответ получили только один — от британской фирмы, которая не собиралась отправлять никого на практику, зато планировала экспедицию на Эльбрус. Андрей и Михаил взялись организовывать экспедицию, так определился профиль их будущей фирмы — экскурсии по России для иностранцев.

Без душа и стаканов

Получив первую прибыль, предприниматели купили факс за $800, а работали в арендованной квартире. Настоящий офис появился у фирмы только в 1995 году. Сейчас оборот компании — 25 млн рублей в год, в штате работают восемь сотрудников. Несколько лет назад фирма начала работать также и с российскими туристами, для них организовывают туры в Марокко, Непал, Эквадор, на Камчатку. Поездки чаще всего "палаточные", условия походные, а гидами нередко являются сами владельцы фирмы.
У клиентов–европейцев популярностью пользуются туры по старообрядческим деревням России, поездки в Сибирь и в Якутию зимой. Шведы и англичане во время отдыха с удовольствием работают на огородах, косят траву и живут в избах. "В Европе у людей есть представление о приключенческом туризме, — рассказывает Андрей Крусанов, — а нашим соотечественникам это пока в новинку. Многие, приехав, например, в горы Непала, спрашивают, где можно принять душ". Правда, предприниматель тут же добавляет, что нередко горе–путешественники становятся со временем самыми верными клиентами, не смущаясь отсутствием душа и тем, например, что в российской глубинке иногда в "кафе" чай подают в баночках из–под майонеза.
В год компания принимает более 400 туристов, в основном они приходят по рекомендации знакомых. "Мы поздно вышли на российский рынок, и большую часть дохода нам приносит работа с иностранцами. Однако рынок внутреннего туризма растет: у россиян появились средства на отдых, и многие устали от пляжей", — поясняет Андрей Крусанов, добавляя, что ООО "Географическое бюро" — скорее туроператор и продажами компания занимается мало.
Большую часть туров предприниматели организовывают через партнерские компании на местах, поясняя, что несколько лет назад было удобнее договариваться с гидами, парками и гостиницами напрямую. Теперь рынок перестраивается, и прямые договоры иногда в сумме обходятся даже дороже.
При этом стоимость приключенческого тура обычно выше на 100–200%, чем пляжного: авиабилеты в страны "редкого спроса" стоят дороже, а на местных гостиничных, экскурсионных рынках почти нет конкуренции, что позволяет предпринимателям в Непале и Эквадоре поддерживать более высокие цены, чем, например, в Турции или Греции.

Россия стала интереснее

По данным Мировой ассоциации туризма и приключений (ATTA), с 2009 года объем мирового рынка приключенческого туризма без учета авиаперелетов вырос с $89 млрд до $269 млрд в 2013 году. Траты российских туристов, по оценкам специалистов, составляют не более 2–3% этой суммы, при этом не меньше трети рынка сконцентрировано в Евросоюзе. При этом по всему миру возрастает не только число проданных приключенческих туров, но и средняя стоимость одной поездки.
По данным Росстата , в 2013 году внутренними туристами стали 13,2 млн человек. Объем рынка специалисты оценивают в 270–300 млрд рублей без учета стоимости билетов и отмечают небольшой, но стабильный рост. В Петербурге работают около 30–40 компаний, которые организовывают приключенческие туры, в том числе путешествия на мотоциклах, водные походы и др. Среди них, например, "СВ–Астур", "Глобус–Тур", "Аргут" и другие. В основном на этом рынке работают небольшие фирмы: такую деятельность трудно поставить на поток, но крупные туроператоры также нередко предлагают поездки в две–три экзотические страны. "Многие компании регистрируются как турклубы, чтобы уйти от налогов, — говорит Андрей Крусанов, — поэтому сказать что–то определенное о рынке непросто".
"В последние годы растет поток внутренних туристов в России (на 5–10% в год)", — отмечает Елена Карпова, гендиректор ООО "ПЕРСОНАЛТУРС". Она добавляет, что иностранных туристов Россия привлекает своей историей, культурой русской деревни. Особенно популярны туры по Золотому кольцу, круизы по Волге, посещения о. Валаам и о. Кижи.
Города– миллионники интересуют туристов меньше: спросом пользуются только поездки в Москву и Петербург, остальные российские города гости посещают только во время спортивных, культурных или политических мероприятий.