"Деловой Петербург". Силиконовая поляна

Автор фото: Свистунова Валентина

Семья Михаила Мирилашвили и его партнер Лев Левиев инвестируют 1 млрд рублей в строительство технопарка в Московском районе Петербурга. Резидентами станут IT–стартапы, подконтрольные бизнесменам. Объект будет сдан в начале 2016 года.

Компания " Селектел ", принадлежащая Михаилу Мирилашвили и сооснователю "Вконтакте" Льву Левиеву, вкладывает около 1 млрд рублей в первую очередь технопарка в Московском районе Петербурга. Его резидентами станут IT–стартапы, в которых поучаствовали совладельцы "Селектела".

Помощь Смольного

Технопарк будет представлять собой офисные помещения, склад, дата–центр — всю необходимую инфраструктуру для IT–предприятий. О планах группы компаний "Селектел" "ДП" сообщил Лев Левиев.
По его словам, уже в этом году планируется запустить первую очередь дата–центра, который будет являться частью технопарка.
Дата–центр рассчитан на мощность 10 МВт с возможностью расширения до 20 МВт на той же площадке. Часть помещений технопарка будет предназначаться для IT–стартапов, в развитии которых участвует "Селектел". Фактически большинство резидентов уже известно.
Местонахождение объекта не называется. Однако на официальном сайте "Селектела" говорится о планах компании построить подходящий по описанию дата–центр "Цветочная–2" на территории бывшего завода "Позитив" между ул. Коли Томчака и Цветочной ул. По данным сайта, в новом дата–центре будут расположены семь серверных залов площадью 350 м2 каждый. В них будут размещены 850 серверных шкафов. Кроме того, в составе дата–центра запланированы складские и офисные помещения.
По словам Льва Левиева, "Селектел" рассчитывает на льготы со стороны Смольного, в частности налоговые и таможенные. На прошлой неделе состоялись переговоры с главой комитета по инвестициям Петербурга Ириной Бабюк. "Селектел" получил предварительное согласие на поддержку. Однако официальное соглашение может быть подписано не раньше августа этого года. После этого компания сможет приступить к строительству. Закончить объект планируется в течение 1,5 года. В комитете по инвестициям Петербурга сообщили, что официальной встречи между Ириной Бабюк и представителями компании не было, но не исключают, что она могла быть неформальной.

Стартап–капитал

Сеть дата–центров " Селектел " — один из крупнейших операторов услуг дата–центров на Северо–Западе. В Петербурге и Ленобласти у компании пять центров. Есть еще один в Москве.
Основным клиентом компании в течение последних лет считалась соцсеть "Вконтакте", частично принадлежавшая тем же акционерам. Однако в 2012 году Павел Дуров начал переносить серверы "Вконтакте" в собственный дата–центр в Колтушах. Согласно СПАРК, все предприятия сети "Селектел" принадлежат кипрскому офшору "Хайком Инвестментс Лтд", за которым стоят Михаил Мирилашвили и Лев Левиев. В 2012 году общая выручка предприятий "Селектела" превышала 700 млн рублей. Также этому офшору принадлежит ООО "Феникс Капитал", которое до недавнего времени и входило в уставный капитал связанных с "Селектелом" стартапов. В настоящее время его заменили на кипрский офшор "Феникскап Инвестментс Лимитед".
Офшору , по данным СПАРК, принадлежат доли в восьми компаниях, среди которых известный московский интернет–ресурс о стартапах "Цукерберг позвонит" (ООО "Социальный силикон"), пензенский разработчик игр для соцсетей ООО "Тортуга", петербургские телеканал в общественном транспорте "Первое популярное телевидение" (ООО "Пассажир ТВ") и телеком–провайдер ООО "Амстердамтелеком", краснодарский разработчик игр для ПК и смартфонов ООО "Ино–Ко Плюс", петербургский поставщик сетевого и серверного оборудования ОКТА (ООО "Техно–Окта") и другие.
Также известно, что в Петербурге действует представительство одного из лидеров рынка игр для социальных сетей — израильской компании Plarium, в которой семья Мирилашвили тоже имеет долю.

Главное — общение

Инкубаторы, в которых собраны проекты одного инвестора, не такая уж редкость для России. Правда, не все они строятся по принципу: набор проектов — создание общей инфраструктуры. Часто стартапы не могут расплатиться за аренду, консалтинговые и прочие услуги ничем, кроме доли в собственном капитале. На Западе крупные корпорации предлагают стартапам инфраструктуру и не требуют вхождения в капитал, отмечает глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. Зато гиганты рынка знают, что к ним в первую очередь придут с предложением о продаже успешного проекта. "Если IT–компания размещает хостинг в твоем дата–центре, то ты видишь ее результаты", — подчеркивает Юрий Брюквин.
Контроль за предприятием приобретает особую ценность в России. "Из "Ингрии" несколько резидентов выписались, чтобы переехать на площадку своих инвесторов", — вспоминает директор по маркетингу технопарка "Ингрия" Андрей Таршин. По его мнению, работа на инфраструктуре инвестора — удобный формат для обеих сторон. "Что в инкубаторах главное — создается среда, где люди общаются между собой, а это значит новые идеи и быстрое развитие. Плюс у нас стартапы могут сразу получить экспертизу", — говорит Владимир Васильев, ректор Санкт–Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). При вузе существует бизнес–инкубатор.
Как рассказывают венчурные инвесторы, частный инкубатор отличается от государственного тем, что в нем, с одной стороны, более жесткие условия, а с другой — более гибкие критерии по выбору резидентов. То есть в частный инкубатор могут принять перспективную компанию, которая формально не проходит по условиям, но и расслабиться не дадут. В то время как финансирование из госисточника часто приводит к тому, что люди просто осваивают бюджеты.

Недремлющее око

Несмотря на то что дата–центр анонсируется как часть технопарка, да еще с заранее известными резидентами, в нем уже видят конкурента.
"Я бы не стал сужать рамки проекта. Не раз видел, как бизнес–план переписывался на ходу, — говорит Андрей Елисеев, директор петербургского филиала Stack Data Network (открыл крупнейший дата–центр на Северо–Западе). — Не факт, что большие вложения инвестора окупятся только за счет его собственных проектов. Рынок наш емкий, проникновение услуг низкое, а востребованность услуг будет только расти".
Мы очень внимательно следим за теми решениями, которые принимает правительство Петербурга для привлечения IT–компаний на петербургский рынок, и позитивно оцениваем меры, предпринятые на последнем совете по инвестициям при губернаторе города. В свою очередь, мы готовим целый ряд предложений для губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, чтобы развить те направления, которые уже получили одобрение совета по инвестициям, и значительно увеличить объем инвестиций в IT–сектор Петербурга с нашей стороны.
Михаил Мирилашвили
президент холдинга "ПетроМир"
В значительном количестве случаев этот подход — предоставление стартапу инфраструктуры — оправдан. В IT мы как нигде имеем дело с непрофессиональными бизнесменами — учеными или даже вчерашними студентами. В России достаточно много технопарков. В том или ином виде большинство субъектов Федерации что–то такое имеют. Мы забываем, что венчурный рынок в России очень молодой. В 2008 году его объем составлял всего $18 млн, и это был рынок исключительно интернет–инвестиций. А по итогам 2013 года это уже $265 млн, и проекты стали гораздо сложнее. Как оценивать успехи? От инвестиций до выхода инвестора из компании обычно проходит 5 – 7 лет, а мы еще не завершили этот цикл.
Эдуард Каналош
директор фонда "Сколково" по взаимодействию со стратегическими инвесторами
На Западе существуют две бизнес–модели инкубаторов, где собирают проекты. В первом случае упор делается на то, чтобы на аренде и прочих услугах отбить вложения в стартапы. Во втором случае инкубатор берет на себя больший риск, старается максимально помочь стартапу через систему менторства, и при этом ему не так важно, в каком дата–центре будет размещаться стартап или услугами какого телеком–оператора он будет пользоваться.
Михаил Салонтаи
управляющий партнер Buran Venture Capital