"Деловой Петербург". Упрощение среднего бизнеса

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Максимальную выручку фирм для перехода на упрощенную систему налогообложения хотят повысить с 45 млн до 150 млн рублей. Эксперты считают, что это снизит налоговое бремя для бизнеса, однако не все компании захотят перейти на УСН.

Депутаты "Справедливой России" внесли в Госдуму законопроект, согласно которому перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН) смогут предприниматели с доходом до 150 млн рублей по итогам 9 месяцев. Проект находится на рассмотрении профильного комитета.
Сейчас максимальный объем дохода на упрощенке за этот период — 45 млн рублей. Но для продолжения работы по системе УСН максимальный доход компании за отчетный период планируют увеличить до 200 млн рублей.

Все лучшее — малым

Также проект предполагает увеличить размер остаточной стоимости основных средств для плательщиков по УСН с 200 млн до 300 млн рублей. По плану, ФЗ "О внесении изменений в статьи Налогового кодекса РФ" вступит в силу с 1 января 2015 года. Сейчас большинство компаний, зарегистрированных как ООО, платят налоги по общей системе налогообложения (ОСНО), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или по УСН. При этом, как уже писал "ДП", с 2015 года компании, работающие по упрощенке, начнут платить налог на имущество, который за год может принести бюджету Петербурга около 20 млрд рублей. Елена Никифорова, главный бухгалтер ЗАО "Информатика СПб", считает, что при переходе более крупных компаний на УСН государство заметно потеряет в налогах, но, возможно, налог на имущество призван компенсировать эту потерю. "Хотя у компаний небольшого масштаба не так уж часто бывает имущество, зарегистрированное как собственность фирмы, если речь идет не об отельерах", — добавляет специалист.
"Мы также хотим вернуть и норму о неухудшении условий для бизнеса, в том числе налоговых, существовавшую в старом законе о развитии малого и среднего бизнеса 1995 года, который утратил силу с 1 января 2008 года, — добавляет депутат Госдумы Андрей Крутов. — Она касается недопустимости принятия законов, устанавливающих новые виды налогов или увеличивающих размеры налоговых платежей и социальных взносов для малого бизнеса. Все это было в 1990–е годы и прекрасно работало".

Зачем следить за бизнесом

Олег Анисимов, член совета директоров бухгалтерской компании "Мое дело", считает, что, если поправки примут, это будет означать снижение налогового бремени для бизнеса и облегчение учета. "В силу невысокой ставки на упрощенной системе нет смысла в серых схемах ухода от налогов, которые более активно применяются компаниями на общей системе налогообложения. Для высокомаржинального бизнеса 6% налога с выручки — более чем привлекательные условия, для низкомаржинального еще выгоднее будет использовать систему "доходы минус расходы" и платить 15% от этой суммы", — считает Олег Анисимов.
Однако Елена Никифорова уверена, что, несмотря на более низкую налоговую ставку, далеко не все плательщики перейдут на УСН. "Крупные фирмы предпочтут работать с теми, кто платит НДС, — рассуждает Елена Никифорова, — и поэтому небольшим компаниям, которые все же решат перейти на упрощенную систему, придется ограничиться партнерством с такими же малыми фирмами, которые не платят НДС и работают по УСН или ЕНВД". При этом специалисты отмечают, что большинство фирм, которые сейчас находятся на УСН, — микробизнесы и у фирм с доходом 3 – 5 млн рублей в год такая система пользуется наибольшей популярностью. А компании, доход которых превышает 30 – 35 млн рублей, и сейчас предпочитают использовать общую систему.
Совладелец бухгалтерской фирмы "ВАУ" Александр Бутков считает, что государство начинает все более настойчиво контролировать работу плательщиков по УСН. "Например, с этого года они обязаны каждый год сдавать отчеты о стоимости своих активов, — говорит предприниматель, — но с какой целью усиливается контроль, пока сказать сложно. Хотя есть вероятность, что с расширением охвата УСН кого–то удастся вывести из тени".