Маргарита Арановская Все статьи автора
25 марта 2014, 10:32 1867

"Деловой Петербург". Семь российских ретейлеров, которым Крым дает второй шанс

Фото: Беликов Валентин

Украинский рынок покинула последняя российская продуктовая сеть – "Перекресток". Однако теперь и он, и другие российские ретейлеры, в разное время покинувшие Украину, могут взять реванш там, где они из зарубежных компаний превратились в местные.

Российский ретейл на протяжении последних десяти лет массово заходил на украинский рынок и так же массово с него уходил, жалуясь на слишком низкие доходы, высокую конкуренцию, неприятие российского менеджмента и пр. Справедливости ради стоит сказать, что в этом он был не одинок: в разные годы украинский рынок покидали многие зарубежные компании, к примеру, два крупных оператора DIY – OBI и Praktiker, одежные сети Seppala, Peacocks и пр. IKEA пять лет готовила свой выход на Украину, но в 2010 году, так и не получив свой заветный земельный участок, свернула деятельность и продала все украинские активы — два деревоперерабатывающих завода и мебельную фабрику. Официальными причинами были названы "неблагоприятные условия для ведения бизнеса".

Петербургские строители отремонтируют школы в Симферополе

Петербургские строители отремонтируют школы в Симферополе

755

Однако сейчас появился регион, где остальные зарубежные компании так зарубежными и остались, а российские стали уже местными. А потому, почему бы теперь не вернуться хотя бы в Крым, до которого многие из них уже доходили, тем более, что теперь двигаться надо будет из другой отправной точки? Мы решили вспомнить тех, кто может задумать подобное возвращение, и проанализировать, действительно ли причины их неудач были только в особых украинских условиях.

1. "Евросеть"

"Евросеть" была единственным российским сотовым ретейлером, вышедшим на украинский рынок, и тем, кто осуществил наиболее массовый заход из всех отечественных компаний в целом. В лучшие времена количество ее точек там достигало 400, включая магазины в Симферополе. Однако в конце лета 2011 года компания начала сокращение своих магазинов, а в ноябре того же года ушла с Украины окончательно, переуступив право аренды основной части своих оставшихся 170 салонов местному игроку Ringoo (FozzyGroup).

Тогда президент "Евросети" Александр Малис заявлял, что "компанию не устраивает деловая среда в этой стране, из-за которой рентабельность бизнеса здесь ниже, чем в России и Белоруссии". По его словам, местные ретейлеры считали возможным не платить налоги, "Евросеть" же налоги платила, но все равно подвергалась частым полицейским проверкам. Тем не менее, Малис также пообещал вернуться на Украину, "когда будет благоприятная ситуация". Осталось только ее дождаться.

2. X5 Retail Group

Первой из российских продовольственных сетей украинский рынок отправилась покорять ныне уже не существующая сеть "Патэрсон". В 2004 году она открыла три магазина в Киеве, пообещала открыть в десять раз больше, а в 2007 продала все местному "Эко-маркету". Пример был пугающим, несмотря на то что некоторые российские магазины сети проработали гораздо меньше — основатели "Патэрсона" братья Мауергаузы были родом из Одессы и, казалось бы, должны были иметь хорошее понимание местного бизнеса. Причины, которые назывались, стали потом практически "стандартными" для большинства российских потребкомпаний, покидающих Украину: низкая маржинальность (Украина — меньше и беднее России) в сочетании с более высокой конкуренцией со стороны местных игроков.

"Пятерочка", тогда еще существовавшая как частный бизнес, действовала более осторожно, пытаясь продавать на Украину франшизу. Но значительных масштабов это не получило.

Ну и собственно "Перекресток" пришел на Украину в 2005-м через покупку франчайзинговых магазинов международного ретейлера Spar. Однако покупкой всё, в итоге, и ограничилось — в 2008 году менеджмент заявил о прекращении активного развития на Украине с сохранением текущего присутствия (8-10 магазинов в Киеве). В середине 2013 года стало известно, что сеть ищет покупателя на свои украинские точки, а на днях появилась информация, что им станет местная сеть Varus.

Подытоживая: с учетом того, что в X5 RetailGroup объединились все три вышеупомянутые сети, можно сказать, что она объединила и опыт всех трех неудач на Украине, одна из которых растянулась почти на десять лет. Однако зато и опыт у нее теперь солидный, может, пригодится.

3. "О'кей"

Ненапуганная примерами других российских продовольственных сетей, в 2007 году на украинский рынок вышла сеть гипермаркетов "О'кей". Компания открыла четыре магазина в Киеве, Кривом Роге, Запорожье, Харькове общей площадью 36 тыс. м2, в 2008 году их выручка составила 740 млн гривен (по курсу на тот момент — это около $140-150 млн). Это было примерно столько же, сколько в среднем давал один гипермаркет "О'кей" в России. В 2009 году компания ушла с украинского рынка, одномоментно закрыв магазины и начав процедуру банкротства. Свой пятый гипермаркет, который как раз должен был открыться в Симферополе, компания так и не достроила, продав Auchan (который позднее его и открыл).

Аналитики говорили, что компания совершила несколько роковых ошибок — отправила управлять украинским бизнесом российский менеджмент, не понимающий местных реалий, а также выбирала дислокацию без оглядки на конкурентов (в России это, видимо, ей не мешало). Плюс, сыграло свою роль, что в силу обстоятельств ее выход попал на кризис. Но, возможно, "О'кею" еще захочется потягаться с "Ашаном", ведь ошибки повторять необязательно.

4. "Вестер"

Калининградская сеть "Вестер" Олега Булычева в 2007-2009 гг. успела открыть три гипермаркета на Украине, включая симферопольский (планировалось 50). Его история отличается тем, что тут украинская эпопея с закрытием его магазинов просто повторяет российскую — испытывая проблемы с финансированием, компания стала избавляться от убыточных точек, в перечень которых, по совпадению, попали все магазины на Украине. Удивительно, но калининградский ретейлер, в отличие от столичных, даже не жаловался на то, что местное население — слишком бедное, основную вину возложили на высокие арендные ставки. Причем компания признала, что в свое время сознательно на них согласилась, рассчитывая на бурное развитие в будущем, и готова вернуться на Украину "при улучшении конъюнктуры".

5. Finn Flare

Одежная сеть FinnFlare (финский бренд, фактически, переместившийся из Финляндии в Россию) открыла на Украине два магазина и закрыла их, заявив, что будет работать только по франчайзингу. Президент компании Ксения Рясова выразилась о причинах довольно резко: "Украина — это просто какая-то вакханалия, особенно в законодательном смысле, что самое страшное. Там многое противоречит здравому смыслу. Бардак. Можно, конечно, работать в хаосе, если у тебя нет другой возможности.<…> Тот, кто там живет, у него нет выхода, ему надо вести там бизнес. У нас такой выход есть — не вести там бизнес". По словам Рясовой, компания постоянно подвергалась необоснованным налоговым претензиям. При этом FinnFlare, к примеру, успешно развивалась в Казахстане, то есть свалить все на избалованность российскими реалиями было бы сложно.

6. "Детский мир"

Украинские дети, оказывается, тоже оказались не так просты как российские. В 2009 году закрыла оба своих гипермаркета (в Днепропетровске и Харькове) российская сеть "Детский мир". Официально это называлось "пересмотром украинской стратегии", был сделан вывод, что "украинский рынок пока не готов к работе на нем магазинов детских товаров крупного формата". Ну, и плюс, падение рынка детских товаров, которое на Украине составило 30-50%, в то время как в России оно было в пределах 15%.

Пожалуй, можно было бы сказать, что шансы этой компании на возвращение довольно высоки — она недавно удачно сменила менеджмент и вышла из убытков, впервые за несколько лет показав прибыль, и быстро растет. Осталась мелочь — чтобы в Крыму начали проживать достаточно обеспеченные родители.

7. "Монарх"

Одна из старейших российских обувных сетей России, принадлежащая российскому фонду прямых инвестиций UnitedCapitalPartners, смогла стать на Украине второй по величине и даже успешно пережить кризис — к началу 2013 года она насчитывала 90 точек. Сгубили скорее внутренние пертурбации — конфликт акционеров, смены стратегии, и в итоге, — неудачный сезон, в ходе которого компания не успела обновить коллекции. Оказалось, что на обувном рынке этого достаточно. Уникальность истории еще и в том, что место "Монарха" заняли другие российские обувные сети Centro и Kari. Так что если "Монарх" и не вернется в Крым, можно будет утешиться тем, что кто-то из наших там все равно останется.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама