Ирина Панкратова news@dp.ru Все статьи автора
4 марта 2014, 01:07 98

"Деловой Петербург". Метановые успехи

Открытие губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко и председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером первого многотопливного автозаправочного комплекса "Газпромнефть".
Фото: Яндолин Роман

"Газпром нефть" подводит итоги полугода работы на рынке газомоторного топлива в Петербурге. Продажи газа выросли в 1,5 раза, однако пока сделать его массовым топливом в городе не удается.

Как сообщили dp.ru в "Газпром нефти", с октября 2013–го по январь 2014 года продажи метана юрлицам на заправке компании увеличились на 54% по сравнению с тем же периодом 2012–2013 годов. Сегодня в городе работает единственная газовая заправка с метаном — на Пулковском шоссе, 42, А, в планах "Газпрома" — открыть еще несколько в этом году. При этом в Петербурге есть много газовых заправок с бутаном–пропаном. Правда, предоставить конкретные цифры по объемам проданного газа, выручке или количеству машин, переоборудованных для заправки метаном, в компании пока не могут. Но направление метановых заправок там считают перспективным, водителям и юрлицам предлагают скидки или бесплатную установку комплекта газобаллонного оборудования (ГБО).

У городских автопарков и частных водителей уже накопился некий опыт эксплуатации машин на газовом топливе. У ГУП "Пассажиравтотранс" (предприятие, подведомственное комитету по транспорту) более 30 автобусов на метане курсируют по маршруту до Пулково. Всего в парке 45 таких автобусов. "Мы используем их меньше 2 месяцев. Анализировать эффективность рано, проблем пока не возникло", — уточнили dp.ru в "Пассажиравтотрансе".

Не хватает гарантий

Коммерческие перевозчики без энтузиазма относятся к перспективе перехода на газомоторное топливо.

"Даже если комплекты ГБО на наши машины установят бесплатно, на наши плечи ляжет вся нагрузка по техтребованиям, в том числе от МЧС. Нужно будет организовать специальную ремонтную зону, например, понадобится пост проверки герметичности газобаллонного оборудования перед выездом на маршрут", — поделился сомнениями с dp.ru Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк".

Также Михаила Богданова смущает то, что такие инвестиции могут не окупиться. В 2015 году "Третьему парку" предстоит участие в очередном государственном конкурсе. "Из–за кратковременных контрактов у нас нет подтвержденного объема работ. Вкладываться в масштабную модернизацию парка при этом нельзя", — отметил он.

Владельцев частных авто в комплекте ГБО смущает прежде всего его размер. "У меня был мощный автомобиль, и соблазн установки газового оборудования был весьма велик. Но комплект ГБО занимает место в салоне. И, учитывая цены на газ, экономия для частника не столь очевидна", — говорит Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора".

Лишний газ

Игроки рынка автозаправок сомневаются, что "Газпром нефть" добьется успеха со своими заправками метаном. "Создать полноценную инфраструктуру будет сложно, ведь заправки можно строить только в удалении от центра: по техническим нормам они должны находиться далеко от зданий. А пробег из центра Петербурга до газовой станции съедает топливо, на котором клиент сэкономил деньги", — считает Олег Ашихмин, президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт–Петербурга". Он добавил, что на заправку одного автобуса уходит 30–40 минут, а это тоже минус.

Но несколько представителей рынка на условиях анонимности сообщили, что все же считают метановую идею "Газпром нефти" конкурентоспособной. Они предлагают говорить о развитии газовых заправок как о госпрограмме и сугубо политическом процессе, который тем не менее может нанести удар по привычным бензиновым заправкам. "Идея родилась из того, что у "Роснефти" накопился избыток газа, который нужно как–то реализовать, например продать населению или компаниям по госконтрактам. Только не ясно, зачем тогда было вкладывать 25 млрд рублей в перевод российских нефтеперерабатывающих заводов на топливо 4–5–го класса. Его экологичность ничем не отличается от показателей метана", — сообщил dp.ru источник в петербургской топливной индустрии.

Обещали 50%

Основными плюсами метана считаются экологичность и экономичность. По подсчетам маркетологов "Газпром нефти", метан увеличивает срок службы масла в 2–3 раза, свечей зажигания — на 40%, экономит 40% ресурсов двигателя и продлевает его жизнь в 1,5 раза.

При пробеге 60 тыс. км в год на метане автомобилист может сэкономить до 140 тыс. рублей.

Метан получают в результате сжатия природного газа. Только на это топливо цена регулируется законом: 1 м3 метана не может стоить больше 50% цены бензина А–80.

Мода на газовое топливо появилась в мае прошлого года после поручения президента Владимира Путина разработать программу перевода российских машин на газ. Тогда премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому 50% общественного транспорта в городах–миллионниках нужно оборудовать комплектом ГБО.

В Смольном пообещали справиться с этой задачей к 2015 году.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама