Станислав Савицкий - о выставке Петра Швецова "Новая живопись"
В галерее Anna Nova открылась выставка Петра Швецова "Новая живопись". В недалеком прошлом члены Союза художников должны были регулярно отчитываться о проделанной работе плановыми экспозициями. Теперь такие выставки — не рутина, а вызов необходимости подавать современное искусство как проект с концепцией, стейтментом, четким форматом, буклетом, фуршетом — да еще не забыть напечатать новые визитки к вернисажу.
Абсурдно, что покупатель, который клюнет на этот товарный вид, — фигура почти мифическая. Арт–рынок нам только снится. Так что в каких рансьеров и бадью ни упаковывай арт — лучше продаваться он не будет. В этих обстоятельствах заниматься искусством на свое усмотрение — желание очень даже разумное. Разве художнику велено выступать с идейных позиций и выдавать искусство сериями и циклами?
Выставка вещей, сделанных за недавнее время, — простое и свободное приближение к реальности, которая занимает современного художника постольку–поскольку. Петр Швецов рассказывает на этот раз о трудах и днях работника contemporary art. Живописью сейчас заниматься чрезвычайно интересно, потому что списать ее со счетов нельзя, а как писать картину в мире технологий, медиа и флэш–мобов, знают единицы. Последнее время Швецов работал над пейзажами и портретами. Пейзажи эффектные, мрачные: все больше чащи, болота, бурелом — неприветливая северная природа, подкупающая любителя немецкого романтизма. Портреты трогательные и обаятельно грубые. Коллеги по цеху проходят по разряду духовных, ищущих личностей. Кураторы и галеристы не так серьезны: кто–то ведь должен снимать высокохудожественное напряжение. Несколько холстов дополняют бестиарий Швецова, большого любителя чучел и мертвечины. На этой выставке алый олень зовет вас в свою дремучую Олению, где вам точно не поздоровится. А медведь на соседней картине то ли оберегает сына и дочь художника, то ли вечно стоит над душой, как русская народная хтонь.
Швецов заливает холсты силиконом и лаком, любит нахимичить так, чтобы живопись мерцала под полупрозрачным слоем запекшихся сгустков, засохших брызг, клякс и разводов. Химобработка превращает эти галлюцинаторные образы в бликующие экраны, транслирующие в прямом эфире эпизоды из жизни художника.