Споткнулись на центре

Из–за ужесточения городской политики объем демонтажа по итогам 2013 года упал более чем на 20% и составил, по оценкам участников рынка, 0,7 – 1 млрд рублей.

Рынок демонтажных работ Петербурга в прошлом году сократил свои объемы. Он напрямую зависит от строительства в городе, прежде всего при редевелопменте территорий, и от охранного законодательства.

Сносный миллиард

Сносом зданий в Петербурге занимается десяток компаний, среди которых ГК "Размах", ГК "КрашМаш" ГК Springald, СК "ИРОН", "Терминатор" и другие. Оценка объема рынка среди них разнится, но в любом случае по итогам года он не превысил 1 млрд рублей.
По данным ГК "Размах", в 2013 году демонтажные компании заключили контрактов на сумму 742,5 млн рублей. "Это ниже прогнозов, которые строили эксперты по завершении 2012 года, и почти на 22% меньше, чем показатели годом ранее", — отмечает президент ГК "Размах" Игорь Тупальский.
Похожие данные приводит фирма "ИРОН": 800 – 900 млн рублей и падение на 15 – 20%. Управляющий директор компании Максим Рот связывает спад с тем, что в 2013 году реализовывались крупные проекты, контракты по которым заключались в 2012 году. По оценке ГК Springald, объем рынка составил 1 млрд рублей.
Большую часть объема рынка составляют крупные контракты: реновация территорий Варшавского вокзала, завода "Вагонмаш", части завода "Электросила", снос хрущевок в рамках реновации.
По подсчетам ГК "Размах", построенным на цене контрактов, они занимают почти 70% рынка, а затем следуют Springald и "КрашМаш" с долями по 7% и 6%. "Несмотря на заявления участников рынка, мы не можем оценить долю какой–либо компании более чем в 20%", — не соглашается вице–президент Springald Виталий Никифоровский. Он не называет цифры по контрактам, но отмечает, что в 2013 году финансовые показатели компании выросли на 25%, а снесено было 200 тыс. м3. Такую же цифру по сносу называют в "ИРОН", добавляя, что оборот компании составил более 100 млн рублей, что в 2 раза больше, чем в 2012 году.

Снеси и сохрани

Основной тенденцией 2013 года стало снижение объемов работ в исторической части города. "Это вызвано проводимой политикой сокращения сносов объектов, представляющих историко–культурную ценность. Вместе с тем из–за ужесточения мер стоимость проектов по демонтажу и реконструкции в центре увеличилась", — рассказывает Игорь Тупальский. По его мнению, рынок в целом может вырасти при появлении более четкой политики в отношении девелоперов, которая могла бы гарантировать инвестору успешное выполнение проекта.
"Сейчас законодательная база имеет массу пробелов, что не дает инвесторам 100%–ную уверенность в возможности реализации проектов", — согласен Виталий Никифоровский.
Максим Рот считает необходимым изменение законодательства в сфере демонтажа. "Аварийных домов в городе не одна сотня, это потенциально опасные объекты. Решения по их демонтажу должны приниматься без многочисленных формальных бюрократических процедур".
Основные драйверы роста — это также выполнение программ реновации и реализация проектов редевелопмента промышленных территорий.

Укрупнился или нет

В конце прошлого года ГК "Размах" заявила о покупке 19% в ООО "ГК "КрашМаш" с планами довести долю до контрольного пакета. Как позднее отметили в ГК "КрашМаш", данное юрлицо не имеет и никогда не имело активов. Продавец пакета бывший гендиректор "КрашМаш" Александр Васильев заявил, что не знал, что продает пустышку и что активы были выведены из компании без его ведома. В свою очередь в ГК "Размах" обещают пойти в суд, если докажут факт вывода активов. В любом случае, о развитии ситуации и о том, произошло ли укрупнение рынка или нет, можно будет судить в этом году.