10 объяснений грядущих фискальных проблем в России

Автор фото: Global look press

Политолог американского Университета Эмори Томас Ремингтон рассуждает о том, почему будущий экономический прогноз для России – страны, которая потратила на зимние Олимпийские игры больше, чем любая другая – не такой розовый, каким мог бы стать. Есть по крайней мере 10 объяснений, почему российский бюджет будет испытывать нарастающее давление.

По словам российского вице-премьера Дмитрия Козака, каждый рубль, потраченный на приготовление Сочи к зимней Олимпиаде, был оправдан, а крупные перерасходы, которые увеличили затраты с 314 млрд рублей ($10 млрд) до 1,5 трлн рублей ($50 млрд), были законными. Тем не менее, вне зависимости от того, насколько невероятные деньги были вложены в зимнюю Олимпиаду, финансовое бремя, которое Россия понесет из-за Сочи — лишь одна из множества серьезных проблем. Есть много причин тяжелого финансового положения России. Я выбрал только десять, пишет Томас Ремингтон в Washington Post.
Прежде всего, это долгосрочный экономический спад. Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Россия страдает от "голландской болезни. Ей подвергнуты страны, зависящие от экспорта природных ресурсов, то есть страны, в которых от продажи этих ресурсов зависит ценность валюты, рост цен и доходов.
При президенте Владимире Путине зависимость России от экспорта энергоресурсов увеличилась, а доля в общем объеме экспорта, наоборот, сократилась. Сегодня нефть и газ составляют приблизительно 70% доходов бюджета и около 40% ВВП, в то время как промышленное производство переживает застой. Устойчивые темпы роста в 2000-2008 годах замаскировали глубинную слабость российской экономики, но в 2009 году ее уязвимое положение проявилось в рецессии и медленных темпах последующего восстановления. В прошлом году производство сократилось на 8% — это самое большое снижение в G20.
Правительство Путина вложило деньги в поддержание ликвидности для банков и промышленности, но не стало проводить структурные реформы. Восстановление после рецессии было слабым: в 2013 году рост оказался немного больше 1%. Прогнозы правительства о 2,5% роста в ближайшие годы выглядят сверхоптимистичными. Инфляция продолжает напрямую угрожать росту, и власти, кажется, не способны сделать так, чтобы она не превышала 5%.
Второй источник неприятностей — демография. Продолжительность жизни россиян увеличивается очень медленно, как и уровень рождаемости. Трудовые ресурсы сокращаются. Количество неработающих людей на каждую единицу занятого населения быстро возрастает. Одно из последствий — рост расходов на пенсии и медицинское обслуживание. Бывший министр финансов Алексей Кудрин и экономист Евсей Гурвич утверждают, что сегодня на пенсии и здравоохранение тратится около 12,5% ВВП, и к 2050 году эта сумма удвоится. Кроме того, сейчас многие россияне отказываются платить налоги, и из-за этого растет дефицит в госбюджете и фондах социального страхования.
Третья причина — амбициозные финансовые обязательства, который взял на себя Путин. Например, крупномасштабное развитие инфраструктуры и показательные проекты, такие как Олимпийские игры в Сочи 2014 или Азиатско-Тихоокеанский форум экономического содружества, прошедший в сентябре 2012 года. Путин также настоял на использовании средств из Фонда национального благосостояния для того, чтобы финансировать проекты развития Сибири и Дальнего Востока, и создал Министерство дальневосточного развития, чтобы следить за тем, как выполняются эти проекты стоимостью триллионы рублей.
Четвертая причина — Путин значительно увеличил расходы на вооружение. Теперь на оборону уходит как минимум треть всего бюджета, причем за счет сокращения отчислений на здравоохранение и образование.
Под пятым пунктом стоит существенное увеличение зарплаты высокопоставленным правительственным чиновникам и госслужащим в целом. У некоторых правительственных чиновников в 2013 году зарплата увеличилась в два раза по сравнению с 2012 годом. А у некоторых, например, у председателя правления фондов социального страхования России, даже в три раза.
Проблема номер шесть — Россия старается выполнить обязательства по "майским декретам" — обещаниям, которые Владимир Путин дал в 2012 году, вновь придя на президентское место. Эти декреты стали объектом особого внимания в российской прессе. Майские декреты затрагивают многие проблемы: демографическую политику, внешнюю политику, вооруженные силы, военную службу, межэтнические отношения, государственное управление, доступное жилье, образование и науку, здравоохранение; социальную политику и долгосрочную экономическую политику.
Президент поставил для правительства очень амбициозные цели, а в некоторых случаях даже указал конкретные сроки, в которые их надлежит достигнуть. Например, в декрете о демографической политике сказано, что правительство должно поднять среднюю продолжительность жизни до 74 лет к 2018 году (с нынешних 70 лет, по данным за 2011 год). Декрет об экономической политике требует, чтобы правительство подняло Россию в рейтинге лучших мест для ведения бизнеса по версии Всемирного банка со 120-го места до 20-го места к 2018 году, а также создало 25 млн рабочих мест к 2020 году.
Седьмая проблема в том, что доверие к России со стороны инвесторов падает. В прошлом году страна потеряла почти $60 млрд, что равно всему оборонному бюджету или бюджету Москвы. Как следствие, начинается утечка мозгов и снижается потребительское доверие. Российская промышленность становится менее конкурентоспособной на мировых рынках, замедляется экономический рост и усиливается зависимость от полезных ископаемых.
Восьмая проблема — неэффективность налоговой системы. Помимо всего прочего, сюда относится зависимость поступлений в казну от цен на нефть, единая шкала подоходного налога (Путин отказывается сделать его прогрессивным) и общая неэффективность механизма сбора налогов.
Очень неэффективный и коррумпированный сектор ЖКХ — девятый источник давления на бюджет. Чтобы погасить недовольство общества, власти решили заморозить ставки, а это ведет к образованию дефицита средств, пополнять который придется снова из бюджета.
Десятая проблема относится к изменениям структуры трудовых ресурсов. Их общая численность в России начинает сокращаться, хотя во всем мире, наоборот, — растет. Во многих бедных регионах работа в государственном секторе — это своеобразная форма социального пособия, но для его финансирования требуется увеличение субсидий федерального правительства.
Как российское правительство борется с этими проблемами? Оно предприняло некоторые финансовые решения, но также обратилось и к нефинансовым мерам. К примеру, увеличило контроль над СМИ (реорганизация вольнодумного агентства РИА "Новости", изгнание из страны корреспондента "Радио "Свобода" Дэвида Сэттера и новый закон, разрешающий правительству блокировать веб-сайты без судебного разрешения, если они будут уличены в экстремизме).
Другая нефинансовая мера — консервативная социальная программа: потворство РПЦ, антигейские законы, жесткий приговор участницам Pussy Riot, "закон Димы Яковлева" и попытки насадить в школьной программе единую, националистически окрашенную интерпретацию истории России.
Но это все краткосрочные меры, некоторые из них даже усугубляют проблемы. Долгосрочное решение финансовых проблем России требует не только всесторонней структурной экономической реформы, но и перестройки политических институтов, что дало бы возможность выстроить новый общественный договор. А восстановление общественного договора намного труднее, чем подготовка к Олимпийским играм в Сочи.