Александр Сологуб, редактор Все статьи автора
20 января 2014, 13:50 438

"Выходной Петербург". Газовая искра

Открытие губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко и председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером первого многотопливного автозаправочного комплекса "Газпромнефть".
Фото: Яндолин Роман

Обозреватель dp.ru Александр Сологуб - о том, как транспортный комплекс превращается в драйвер роста добывающей промышленности.

Транспорт дает толчок российской экономике не впервые. Например, в XIX веке стремительное развитие российской промышленности произошло благодаря строительству железных дорог. Поначалу для прокладки стальных магистралей и их эксплуатации Россия импортировала все: рельсы, вагоны, паровозы, а спустя несколько лет на рынке появилась отечественная техника, но главное, что железные дороги объединили страну, рынки разных регионов, ускорили товародвижение. Хотя многим в те времена инвестиции в железные дороги казались бессмысленной тратой казенных средств.

Сегодня история повторяется. ОАО "РЖД" увлечено созданием высокоскоростных магистралей, и для их строительства импортируются рельсы из Японии. Впрочем, есть и позитивные сдвиги — германский Siemens разместил в России производство высокоскоростных поездов, и с каждым годом все больше комплектующих для них производится в России, что повышает наш ВВП.

Ну а поставщики газового топлива сегодня уповают на автомобилистов и транспортные компании. Так, петербургский "Пассажиравтотранс" начнет в этом году эксплуатировать новые автобусы, работающие на метане. А в перспективе нескольких лет правительство России хочет видеть половину городских автобусов на газовом ходу. Это уже третья попытка перевести российский транспорт на газ. Первые две предпринимались в советские времена. Обе были связаны с дефицитом бензина и дизтоплива. Но каждый раз газовое вдохновение быстро улетучивалось из–за дороговизны газотопливного оборудования и слаборазвитой инфраструктуры, что отталкивало потребителей. А низкий спрос не стимулировал автопроизводителей налаживать выпуск машин с газовым оборудованием. В результате погибла, едва зародившись, вся газомоторная индустрия СССР. Однако на этот раз в газификации транспорта заинтересован сам поставщик голубого топлива, стремящийся укрепить пошатнувшиеся позиции на внешнем рынке за счет внутреннего. Намерения "Газпрома" разорвать порочный круг весьма серьезны, одобрены на самом высоком уровне и подкреплены финансами. В этом году монополия планирует инвестировать 14 млрд рублей в развитие инфраструктуры. Всего же, по оценкам "Газпрома", на газификацию всего транспорта потребуется примерно 241 млрд рублей. Часть этих средств получат поставщики топливного оборудования.

Странным во всей этой истории кажется только одно — что акцент газификации делается не на экономии, мол, газ вдвое дешевле дизельного топлива, а на том, что голубое топливо якобы экологичнее, чем бензин и дизель. Что и понятно, высокая цена допоборудования на легковом автомобиле окупится не раньше чем через 4 года при среднегодовом пробеге менее 10 тыс. км. А это значит, что для многих автомобилистов, особенно склонных менять автомобили раз в 2 – 3 года, установка газовых баллонов в багажник — выброшенные деньги. Так что, возможно, газификация общественного транспорта не даст ожидаемого эффекта — снижения стоимости проезда. Зато поможет "Газпрому" улучшить свои показатели.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама