Три этажа для полиции

Комитет гражданских инициатив представил проект радикальной реформы правоохранительных органов в России. Главная идея — переформатирование МВД, СКР и ФСКН в трехуровневую полицию. Разработчики говорят о плюсах реформы, но вряд ли она уложится в условия современного устройства власти в стране.

По замыслу авторов концепции реформы правоохранительных органов из Института проблем правоприменения, которые трудились по заказу Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, современная система неэффективна. Полиция, по данным исследований, регистрирует мало преступлений, старается расследовать только самые выгодные дела и нарушает законы вплоть до применения пыток, а аппарат безмерно раздут (в России 547 полицейских на 100 тысяч жителей, при том что среднемировой показатель — 300, а на одного сотрудника приходится чуть больше одного пойманного преступника в год; это один из самых низких показателей в мире). Это не говоря о тотальном недоверии общества к полиции.
Корень проблемы разработчики видят в сверхцентрализации системы, которая ведет к росту аппарата контроля, "палочной" системе оценки работы, как следствие — фальсификации отчетов, дефициту надежной информации и в итоге еще большему желанию руководства усилить контроль. Разорвать замкнутый круг предлагается кардинальной перестройкой системы органов.
На базе МВД, СКР и ФСКН создаются, как предлагает концепция, полиция муниципального, регионального и федерального уровней. "Муниципалы" (ППС и участковые) занимаются охраной общественного порядка, "регионалы", куда войдут в основном оперативники, дознаватели МВД и ФСКН и следователи —МВД  нетяжкими и средней тяжести преступлениями, а "федералы", которыми станут сегодняшние сотрудники СКР и следственных управлений МВД — организованной преступностью и другими тяжкими преступлениями. Для сбора криминальной статистики должно быть создано отдельное федеральное агентство, что исключит "игры" с отчетностью и отказы в регистрации заявлений, также независимым органом должна стать служба по борьбе с должностными преступлениями, подчиняющаяся Госдуме.
МВД в итоге вообще прекратит свое существование, многие полномочия предлагается передать гражданским ведомствам. Например, функцию выдачи водительских прав — структуре при министерстве транспорта, инспекции по делам несовершеннолетних — органам опеки, а выдачу лицензий на охранную деятельность — в Минюст. Принципиально новыми являются также идеи упразднить ОБЭП (ибо они, возбуждая дела без заявлений потерпевшего, "наносят экономике такой борьбой ущерб, который  превышает тот ущерб, который наносится такой преступностью"), а также по большому счету ненужную ФСКН, и передать внутренние войска министерству обороны, а вневедомственную охрану "приватизировать", превратив в рыночную компанию. Многие функции, которые МВД выполняют в европейских странах, такие как миграционная политика или вопросы гражданства, и так уже выведены в России из ведения министерства, отмечают авторы.
Кроме того, предлагается много изменений в сфере собственно ведения следствия — с тем, чтобы следователь руководил группой оперативников и нес ответственность за их действия, прокуроры могли бы прекратить дело на любой стадии, а адвокаты получили право на приобщение к делу добытых ими доказательств. Сейчас, констатируют авторы, дело фактически формируют "опера", а следователи и судьи лишь по сути "проверяют" его.
Главными плюсами такой реформы называют большую ответственность и подотчетность полиции перед жителями, открытость, а значит, уменьшение объемов коррупции, устранение "бумажной" работы, устранение ситуаций, в который начальники вынуждены покрывать преступления подчиненных, и защиту от создания "мафии" полицейских и криминала за счет перекрестного контроля трех уровней полиции друг за другом. Также, предполагает концепция, уйдет в прошлое обвинительный уклон судебных процессов, так как оправдательные приговоры или прекращенные уголовные дела не будут автоматически рассматриваться как свидетельство плохой работы прокурора или следствия, а единственным отрицательным показателем станут выявленные факты фальсификации доказательств.
О необходимости реформы в полиции говорят давно.  Даже сам министр Владимир Колокольцев признавал ее недостаточность и анонсировал новые поправки в закон "О полиции". "Медведевская" реформа не привела к существенным результатам, ограничившись сменой вывески, так что любая концепция реформы интересна с точки зрения реальной перестройки принципов работы органов. То, что предлагает КГИ, во всяком случае проработано и выглядит достаточно адекватно, и учитывая то, что руководит работой Кудрин, нет сомнений, что руководство страны поставлено в известность касательно концепции.
Но реальная возможность воплощения "трехуровневой реформы" в жизнь вызывает большие сомнения. Она противоречит внутренней логике вертикали власти. Например, согласно концепции, глав региональных управлений полиции должен назначать парламент по представлению губернаторов, то есть речь идет фактически о создании "губернаторских" силовых органов. А именно от этого Кремль в последние годы последовательно отходил, исключая власти субъектов РФ из процесса назначения начальников ГУВД и изымая у них возможность финансирования милиции общественной безопасности. Концепция же предлагает передавать на низшие уровни и финансирование, что сделает региональную полицию почти независимой от федералов. Регионам все так же будут подчиняться ОМОН и ГИБДД, а это чревато — уже был случай, когда на Дальнем Востоке местный ОМОН отказался разгонять акции протеста, и пришлось присылать подмосковных бойцов. Обеспечение стабильности — задача куда более важная, чем соответствие интересам общества.
При реализации такой реформы будет сломана старая система сдержек и противовесов, и придется создавать новую, уже менее контролируемую федеральными властями. Внутренние войска, скажем, существуют как раз в виде противовеса на случай армейского мятежа, и передача их армии выглядит здравой с точки зрения эксперта или обывателя, но неприемлема с точки зрения властей. Как и другие положения концепции.
Учитывая реальную необходимость реформирования полиции, концепцию могут взять на вооружение и частично реализовать. Допустим, упразднение ФСКН или создание агентства криминальной статистики вполне может случиться. Муниципальную полицию могут создать в составе МВД (если в российских регионах ее вообще можно себе представить, несмотря на риск конфликтов, то, скажем, на Северном Кавказе вооружать толпы местного населения никто не решится). Но основополагающие принципы вертикали вряд ли будут затронуты, а без комплексного решения реформа все равно обречена на недоделанность и неэффективность.