"Деловой Петербург". Сезонные ярмарки по–фински

В приграничном финском регионе Коувола на 88 тыс. жителей приходится почти 1200 частных ферм. Это больше, чем на всей территории Ленобласти, где проживает около 1,7 млн человек. В России система местного сбыта только начинает формироваться, и пока фермерские продукты с трудом проникают на полки.

На ярмарке фермерских продуктов в Элимяки, небольшом городке под Куовола, в сентябрьский субботний день не протолкнуться — за выходные купить продукты местных фермеров сюда приезжает около 7 тыс. человек. За прилавками стоят сами фермеры, они предлагают домашние сыры, мед со своих пасек, различные виды хлеба, муку и даже шашлык из страусятины. Все это выращено и произведено в радиусе 50 км.
"Проводим ярмарку пятый год, собирается уже около 50 хозяйств. Локальное производство — обязательное условие для участия, — поясняет Мария Тигерстедт, которая владеет небольшим производством вина из ягод. — За 2 дня местный фермер платит около 150 евро за аренду оборудования, палатки, организацию парковочных мест".

На полки гипермаркетов

В сезонных ярмарках финские фермеры участвуют охотно, но для них это скорее дополнительный канал сбыта. Болезненный для российских фермеров вопрос сбыта в Финляндии решается по–разному. Если фермер способен обеспечить стабильные поставки, то до 70% всей продукции он реализует через гипермаркеты. "Мы изготавливаем сыры, — говорит предприниматель Лассе Раинио. — Сотрудничаем, например, со Stokmann, Prisma. У последних, например, даже оборудованы специальные полки для продукции небольших производителей".
Если объемы производства у фермы скромные, то продукция сбывается несколькими способами, рассказывают финские фермеры. "Во–первых, часть урожая покупатели приезжают собирать самостоятельно, — говорит Пекка Яаккола. — Во–вторых, у нас работает лавка при ферме. Кроме того, мы не пропускаем ни одной фермерской выставки".
Также они отвозят свою продукцию в специализированные фермерские магазины — в последнее время из–за моды на местную еду их стало особенно много, такие магазины открываются через каждые 20–50 км. Причем продукты и товары в них местные фермеры и ремесленники сдают на реализацию, сами следят за количеством остатков и выкладкой. Хозяин магазина, в свою очередь, получает с каждой покупки свой процент.

У нас бы так

Как отмечает Евгения Жучева, генеральный директор ТД "Алеховщина", зарубежный опыт — предмет зависти для всех фермеров Ленобласти. "В Германии, например, пошли даже дальше, чем в Финляндии: компании–переработчики приезжают и забирают всю продукцию прямо с фермы. Получается, фермеру можно думать только о производстве. Нам же приходится тратить силы не только на сбыт, но и на продвижение — на это требуется около 100 тыс. рублей в месяц", — рассказывает она.
Однако переговоры фермеров с магазинами "Лэнд", "Азбука вкуса", "Глобус гурме" уже идут — в этих торговых предприятиях также стали появляться специальные отделы фермерских продуктов. "Таким образом, через сети мы продаем уже около 70% овощей и яиц", — говорит Евгения Жучева.

Домики вместо полей

Правда, за последние 10 лет и финские фермеры не избежали проблем.
"С 1990–х годов мы занимались производством молока и мяса, однако после вступления страны в Евросоюз прибыльность этого бизнеса резко упала. У меня, да и у всех моих соседей дела пошли хуже", — поясняет Лассе Раинио. Поэтому фермер разработал рецепты и начал производить сыры, они пользуются хорошим спросом. Причем молоко он теперь приобретает у компании Valio.
С Лассе Раинио соглашается и Маркку Юли–Кантола, владелец сельхозугодий площадью 100 га. Еще 15 лет назад он, как и его родители в свое время, производил мясо и молоко, выращивал зерновые, однако это стало невыгодным после вступления Финляндии в Евросоюз.
По словам владельца ферм, многие его коллеги, обладающие красивыми участками с выходом к озерам, организовали побочный бизнес — начали строить домики для отдыха туристов. Сам Маркку Юли–Кантола с 1999 года постепенно построил 13 подобных коттеджей. Бывший хлев предприниматель переоборудовал под банкетный зал и теперь принимает там в том числе и корпоративных туристов из России.