"Деловой Петербург". Подрядчики кино

Автор фото: Виктория Долотова

Российский кинобизнес отчитался о достижениях и промахах рынка на выставке "Киноэкспо" в Петербурге. Несмотря на нестабильность отечественного> рынка производства и проката фильмов, смежные отрасли активно развиваются.

Несмотря на нестабильность отечественного рынка производства и проката фильмов, смежные отрасли активно развиваются. Производители оборудования и материалов для кинотеатров рапортуют о растущем спросе на продукцию.

На что тратят

Открытие кинотеатра требует серьезных вложений по многим статьям, самые крупные из них — проектирование, строительство и техническое оборудование, но есть немало деталей, на которые также уходит заметная доля бюджета.
Большинство архитектурно–проектировочных компаний на мировом рынке — американские (Figueras, I. S. P. A. Group и другие). Филиалы этих фирм в разных странах зачастую не оставляют возможности развития местной индустрии. Дэвид Мэзбур, генеральный директор компании Mesbur–Smith Architects, рассказал, что его компания реализует проекты в Баку, Челябинске, Петербурге, Тегеране. Крупнейшие среди немногочисленных российских игроков — компании "МТЕ" и "Кинолаб". Российские предприниматели тем временем производят проекторы, очки и салфетки и считают, что отечественному рынку кинотеатров далеко до идеала: пока в крупных городах строятся огромные кинокомплексы по эргономичным проектам, в глубинке кинотеатров почти нет. В Петербурге эта проблема тоже не решена: Эдуард Пичугин, генеральный директор ОАО "Киностудия "Ленфильм", рассказал, что треть кинозалов страны, в том числе все залы ГБУК "Петербургкино" ("Восход", "Дружба", "Уран" и другие), до сих пор не оборудованы цифровыми проекторами. "Выпускать кино на пленке окончательно перестанут в течение нескольких месяцев: слишком дорогая и сложная технология, — рассказывает Эдуард Пичугин. — Так что эта часть кинотеатров либо изменится, либо закроется". Он добавляет, что недавно в городе появилась программа лизинга на 3 года, которая позволит переоборудовать многие залы.
На рынке кинокафе правят бал два гиганта — "Техника плюс", которая открылась в Петербурге, и московская "Деловая Русь". Теперь обе компании имеют подразделения в двух десятках городов и поставляют все необходимое для кафе в кинотеатре: витрины, посуду, сырье, холодильники, барные стойки, мебель и упаковку. Фирмы работают в b2b–секторе, так что у владельцев кинотеатра есть выбор: заполнить кафе–зону самостоятельно, потратив на это 1 – 2 млн рублей, или сдать часть помещения в аренду под ресторан.
Очень высока конкуренция среди мелких поставщиков. Например, салфеток для 3D–очков. По словам исполнительного директора компании Napkin PRO Сергея Домрачева, игроки соревнуются в ценах и активности маркетинга. Фирмы "Кулпак", "Феста" и другие, имея примерно по 500 – 600 клиентов, уверенно вытесняют с рынка зарубежных игроков.

Как зарабатывают

Режиссер коммерческого кино Сарик Андресян оценивает рынок кинопроката в России в $1,3 млрд, 12 – 13% от этого показателя приходится на отечественные фильмы. "За 2–3 года можно довести эту цифру до 20%", — добавляет он. Компании–прокатчики не всегда охотно берутся за российские фильмы, и это объяснимо: за последние годы отечественное кино часто не окупало собственный бюджет.
Например, компания "Вольга" прекрасно справляется с такими фильмами, как "Миллионер из трущоб" и "Хатико", но российский фильм "Орда" компания продать не сумела: при бюджете $14 млн фильм собрал всего $2 млн.
По данным журнала Varietyrussia, российский рынок кинопроката перестал развиваться. По итогам первого полугодия 2013 года посещаемость кинотеатров выросла всего на 0,4%, немного снизилась доля отечественного кино в прокате. Из 15 самых кассовых фильмов кинопроката страны только один снят в России ("Легенда № 17").
Зато на российском рынке бурно развивается объединение CoolConnections, которое транслирует оперные и театральные спектакли в кинотеатрах. Компания сотрудничает с тремя кинотеатрами в Петербурге и представляет зрителям спектакли Большого театра, National Theatre Live и других известных во всем мире площадок.
"Поначалу нас отговаривали, считали, что опера — это сложно и не массово, никто не придет, — говорит Анна Зимина, менеджер проектов CoolConnections, — но все спектакли собирали полные залы".
В небольших городках до сих пор стоят пленочные кинотеатры, хотя пленку почти нигде уже не используют. Если к ним и приходят какие–то фильмы, то только затертые и спустя несколько месяцев после премьеры. Екатеринбург — лидер России по количеству кинокресел на человека, а в городках в 100–150 км кинотеатров нет вообще. Для переоборудования одного кинотеатра нужно около 2 млн рублей, но привлекать инвесторов не хотят сами руководители, получающие зарплату от государства. Однако бывают исключения — например, два кинотеатра с цифровым оборудованием работают в г. Мирный Республики Якутия.
Константин Чистяков
руководитель уральского отделения ООО "Крисберг"