Генпрокуратура недовольна судебными приставами

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

В Генпрокуратуре недовольны службой судебных приставов: выявлено 200 тыс. случаев нарушения закона, прокуроры считают, что приставы работают настолько плохо, что именно из-за них "в государстве подрываются основы правосудия".

Генпрокуратура провела проверку службы судебных приставов, выявила многочисленные недостатки и пришла к выводу, что недостатки эти обусловлены некачественной работой начальства приставов, так что начальство это надо бы наказать, сообщили в пресс-службе надзорного ведомства в понедельник.
"Повсеместно судебные приставы не принимают должные меры к принудительному исполнению судебных актов, актов органов государственной власти и должностных лиц, допускают случаи утраты, нерегистрации, незаконного окончания и прекращения исполнительных производств, нарушения прав граждан, — конспективно перечисляют основные виды нарушений прокуроры. — На крайне низком уровне находится организация розыска должников и их имущества".
Приставы склонны то и дело терять исполнительные листы, сетуют в прокуратуре (сказано, что потеряно свыше 50 тыс. исполнительных лисов, но не указано, за какой период). Кроме того, многие жалобы приставы не регистрируют — чисто по-чиновничьи повышая тем самым процент "раскрываемости".
"Волокита стала нормой в территориальных органах службы судебных приставов и приобрела угрожающие масштабы, ущемляя интересы граждан на восстановление нарушенных прав. Из-за бездеятельности судебных приставов в государстве фактически подрываются основы правосудия, — мечет прокуратура громы и молнии. — В 2012 г. из 39 млрд рублей административных штрафов, назначенных судами, взыскано лишь 2,5 млрд рублей. Приставы не привлекают всех должников к ответственности за их неуплату. К ответственности привлечен лишь каждый десятый правонарушитель".
Многих граждан, приговоренных к штрафам, приставы от этого штрафа незаконно освобождают, продолжает Генпрокуратура. Есть "случаи окончания исполнительных производств на основании сфальсифицированных документов". Наличествуют и разнообразные другие нарушения — отказ в розыске должников и их имущества, занижение стоимости арестованного имущества. Всего прокуратурой за 3 года выявлено более 200 000 нарушений закона со стороны приставов (уголовных дел, правда, возбуждено всего 800).
Все эти недостатки не только "нарушают право граждан на доступ к правосудию", но и "способствуют коррупционным проявлениям", уверены прокуроры. Проблема в "ненадлежащей организации деятельности судебных приставов руководством ФССП, которое ориентирует их на искусственное увеличение показателей работы, провоцируя на формальный подход к исполнению судебных актов", и начальство надо наказать, считают в прокуратуре.
Получить оперативный комментарий в ФССП не удалось. Обычно приставы на претензии о несовершенствах своей работы отвечают, что у них слишком мало сотрудников, а у сотрудников слишком много дел — по 1500–2000 исполнительных производств у каждого.
Это действительно серьезная проблема, нужно установить предельный лимит исполнительных производств у одного пристава, соглашается адвокат Юрий Баринов. Кроме того, приставам, в отличие от всех остальных силовиков, почти не поднимают зарплату, и их низкий доход — еще один коррупциогенный фактор, говорит эксперт.
Вместе с тем стоит признать, что приставы и в самом деле нередко "теряют" исполнительные листы без всяких видимых причин, отмечает Баринов. Сложно понять, чего в этом больше — перегруженности, коррупции или халатности. Нужна электронная система, которой могли бы пользоваться взыскатели, отслеживая ход рассмотрения своего дела, говорит эксперт.
"Это очень тревожный сигнал. Вскрыты многочисленные серьезные нарушения, которые говорят как минимум о служебном несоответствии сотрудников ФССП, — соглашается с прокуратурой член Общественной палаты РФ Владимир Слепак. — Я думаю, что подобное отношение к исполнению своих служебных обязанностей недопустимо. К должностным лицам ФССП должны быть применены самые строгие меры воздействия. Подобное положение подрывает доверие к силовой структуре судебных органов, призванной защищать и восстанавливать нарушенные права граждан".