Весьма условная конкуренция

За прошедшее десятилетие петербургский рынок торговли нефтепродуктами был почти полностью захвачен крупными нефтяными компаниями. Для небольших фирм остались лишь отдельные ниши, такие как отопление коттеджей.

Укрупнение рынка происходит за счет усиления (как в рознице, так и в промышленных поставках) позиций крупных производителей. За июль оптовые цены на продукцию российских НПЗ резко подскочили и по некоторым позициям на 30% превысили котировки начала лета. Лидерами роста стали заводы в Рязани и Ярославле. По темпам роста цен с ними соперничали самарские предприятия. Примечательно, что первые подконтрольны компании "ТНК–ВР", а вторые — "Роснефти". Этот факт дал пищу для нового обсуждения подробностей и возможных последствий недавнего выкупа "Роснефтью" доли британских инвесторов в ТНК–ВР и грядущего объединения этих двух компаний.
Для петербургского топливного рынка слияние ТНК–ВР с "Роснефтью" означает усиление еще одной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК). "Лукойлу" потребовалось почти 10 лет на то, чтобы сломить диктат независимых АЗС и стать номером один в Петербурге. Смещенная на второе место Петербургская топливная компания по–прежнему занимает серьезные позиции на рынке, особенно в сегменте корпоративных поставок, в том числе для госнужд.
Пришедшим вслед за "Лукойлом" "Роснефти", ТНК–ВР и "Газпром нефти" было уже проще. Но, хотя "Газпром нефть" занимает третье место по числу заправок в городе и области, другим ВИНК показать колоссальные результаты не удавалось, несмотря на имеющиеся ресурсы. Теперь же объединение усилий сетей с брендами "Роснефти", ТНК и ВР позволит говорить о появлении игрока, который в скором времени превзойдет по числу заправок Neste и уже сейчас готов конкурировать за четвертое место с "Киришиавтосервисом" — дочерней структурой другого ВИНК — "Сургутнефтегаза".
Вместе с тем розничный рынок, хотя он больше всех на виду, не в полной мере показывает реальный расклад сил на топливном рынке города. Хотя и в других секторах рынка уникальный петербургский опыт контроля рынка независимыми местными игроками уже сходит на нет.

Другие потоки

Нефтяным госкомпаниям удалось в сравнительно короткий срок получить лидерство на городском рынке бункеровки (заправки морских и речных судов), объем которого достигает 45 млрд рублей в год. Рынок заправки самолетов в Пулково почти полностью поделен между "Лукойлом" и "Газпром нефтью", которые контролируют основную топливную базу аэропорта — ЗАО "Совэкс". Лишь в марте 2013 года на этот рынок вышел конкурент — компания "Шелл и Аэрофьюэлз", которая пока заявляет о претензиях на 5–7% городского рынка авиатоплива, емкость которого, по расчетам ООО "Воздушные ворота Северной столицы", — 400 тыс. т (10 – 14 млрд рублей) в год.
Особняком стоят поставки топлива для теплостанций. Основной его вид, на который большая часть городского оборудования была переведена в 2000–е годы, — природный газ. По данным городских чиновников, в холодное время года объем потребления городом топочного газа — в пределах 40 млн м3 в сутки, за год получается около 10 млрд м3. При установленной "Газпромом" для Петербурга цене 3921 рубль за 1 тыс. м3 газа выходит, что за год городские потребители выплачивают за газ около 40 млрд рублей. Разумеется, тут ни о какой конкуренции речи не идет.

Зима недаром злится

Резервным топливом на большинстве теплостанций остается мазут. Все владельцы ТЭЦ и котельных обязаны иметь его в запасе, даже если перевели свое оборудование на газ. По нормативам ГУП "ТЭК СПб" должен запасать на зиму около 150 тыс. т мазута, а ОАО "ТГК–1" — 280 тыс. т. То есть вместе монополисты закупают мазута примерно на 3,5 – 4,5 млрд рублей. Цены могут сильно колебаться, потому что большинство закупок проводится через торги (наибольшие объемы у Киришского НПЗ, но заметные партии приходят также и с уфимских заводов, из Ярославля и Москвы).
Если объемы поставки газа в известной степени фиксированы и оговариваются на уровне глав регионов и руководства "Газпрома", то закупки нефтепродуктов колеблются. В холодные зимы, когда энергетики переходят на резервное топливо, мазут приходится закупать дополнительно. Теплые зимы, наоборот, позволяют сэкономить мазут и сокращать объемы закупок. В зависимости от величины спроса от года к году и от сезона к сезону колеблются и цены, однако говорить исключительно о невидимой руке рынка не приходится и тут. Как полагают чиновники антимонопольного ведомства, крупные нефтепереработчики научились нивелировать низкий спрос снижением производства. Например, летом на НПЗ начинаются профилактические работы, что резко сокращает объем предложения на рынке и не позволяет сбивать цены.

Тепло дома

Несмотря на доминирование на петербургском рынке нефтепродуктов крупных компаний, в городе остается ниша и для мелких производителей.
По данным Нефтяного клуб СПб, четыре мини–НПЗ и один сравнительно крупный Волховский завод вполне успешно работают в своих нишах. В последние годы с развитием коттеджного строительства растет рынок печного топлива. Это не мазут, а худшего качества дизельное топливо. Именно о нем идет речь в многочисленных объявлениях вдоль трасс.
Технологии, используемые на небольших НПЗ, как правило, не позволяют делать дизтопливо, соответствующее требованиям, предъявляемым к моторному топливу, а вот для котлов отопления в загородных домах оно в самый раз. Крупные нефтяные компании, которые привозят в Петербург качественный дизель, не могут и не очень хотят конкурировать с мелкими производителями.