Грезы о столичном изобилии

Глава Владивостока Игорь Пушкарев предложил перенести столицу России на Дальний Восток. Мечты об изобилии, автоматически наступающем в столице, остаются самым популярным в России проектом развития регионов.

Мэр Владивостока Игорь Пушкарев выступил с идеей перенести столицу России на Дальний Восток. Если быть точным, то он согласился с предложением радиослушателя "Эхо Москвы", а затем развил тезис: "Я считаю, что это прямо необходимо, потому что Москва и Санкт-Петербург — они уже настолько большие, что они могут жить и сами по себе, и без столичных функций. Почему Петр перевел в Санкт-Петербург? От бояр от всяких, от коррупции от этой ушел.... навсегда отпадет вопрос по развитию территории, по принадлежности ее ... Ну, и, вообще, замечено, что страны, столицы которых на востоке, развиваются быстрее и лучше, потому что мы уже здесь ложимся спать, а вы только просыпаетесь".
СМИ уже вспомнили, что перенести столицу из Москвы предлагали и Сергей Шойгу, и Владимир Жириновский. Естественно, федеральные власти всерьез такие заходы не воспринимали. "Для жителей Москвы и Подмосковья эта ситуация была бы катастрофой", — сказал год назад мэр столицы Сергей Собянин, комментируя идею Шойгу о столице в Сибири. Он пояснил, что это приведет к оттоку инвестиций из Московского региона, сокращению занятости и уменьшению бюджетных доходов.
Как известно, в России хватает ресурсов на содержание только одного крупного города, максимум двух. И если Москву перенести во Владивосток, то Владивосток образуется в Москве — с кривыми дорогами и неработающей канализацией.
Никто на это не согласится. В одном из эпизодов культовой книги Джонатана Линна и Энтони Джея "Да, господин премьер-министр" министр труда и занятости предлагает перевести на север Британии часть воинских частей — тоже с целью экономического развития и борьбы с безработицей. Армия в панике, начальник Генштаба возражает, мол, не можем же мы потребовать, чтобы старшие офицеры жили на севере, вдали от Лондона, со своими семьями — там ведь нет фешенебельных магазинов, привилегированных школ для детей, Уимблдона, регат и королевских скачек. И вообще, "их жены будут категорически против". Все это совершенно справедливо и для современной Москвы с поправкой, что речь идет не только о военных, но и о менеджерах госкорпораций.
Игорь Пушкарев все это понимает, но все-таки делает свое предложение. По-настоящему, в глубине души, он наверняка именно так и считает: что перенос столицы, а не, например, перераспределение доходов в пользу регионов, поможет решить проблемы Дальнего Востока. Сначала во Владивосток (ну или пусть в Благовещенск) переезжают органы власти. Начинается гигантская стройка, ведь для чиновников и депутатов нужны большие здания, элитные дома, хорошие дороги. За чиновниками тянется бизнес — сначала крупные компании во главе с "Газпромом", потом помельче. Строятся универсамы, спа-салоны и кольцевые автодороги, все это щедро поливается бюджетными потоками, брызги от которых разлетаются вокруг, орошая скудные дальневосточные земли. Далее, опять по классику, замученные жилищным вопросом москвичи массово переезжают на Дальний Восток, Благовещенск переименовывается в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки. Дамбы наконец построят.
Жаль, что российские регионы не видят альтернативных способов развития, кроме мечты о том конце нефтяной трубы, из которого сыплются деньги. И верят, что жизнь людей можно наладить только в столице. О столичном статусе втайне грезит любой мэр и почти любой губернатор. А может, так оно и есть, и нет у них никаких других способов и надежд других тоже нет — так уж устроена вертикаль власти.