"Деловой Петербург". Дольщики отпущения

Автор фото: Roma Yandolin

За незаконное строительство первыми ответили дольщики компаний, чья документация оказалась не в порядке. Чиновники полагают, что это справедливая кара.

Попытки властей Петербурга и Ленобласти навести порядок в строительной сфере обернулись новой волной скандалов с обманутыми дольщиками. У каждого региона есть "черный список" незаконных строек. Вынесено несколько судебных решений о сносе незаконных домов. Дольщики бьют тревогу. Эксперты указывают на то, что чиновники, по сути, исправляют собственные ошибки. Ведь все незаконные объекты возникли при прямом попустительстве властей. Но если еще в 2010 году, накануне региональных парламентских выборов, представители власти охотно включались в защиту дольщиков, то теперь демонстративно отстраняются от решения этих проблем.

Покорение "Эвереста"

В черном списке Ленобласти девять адресов. Один из ярких примеров — ООО "Эверест", которое продавало квартиры в комплексах "Новый формат". По факту деятельности фирмы заведено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Инвесторами ЖК "Новый формат–Юг" (Федоровское сельское поселение, Тосненский район) и "Новый формат–Север" (Лупполово, Всеволожский район) стали компания "НДВ СПб" (эксклюзивный продавец квартир) и ООО "Народный дом". У застройщика нет разрешения на строительство. На старте продаж в ноябре 2012 года участки имели статус земель сельхозназначения, а надел в Лупполово даже не принадлежал "Эвересту". Продажи велись по предварительным договорам. "Эверест" обещал начать стройку весной и закончить в декабре. Но не начал. Покупатели стали расторгать договоры. "Эверест" согласился вернуть им деньги, удержав 5% штрафа. Срок выплат прошел, но полной суммы клиенты так и не получили.
В НДВ говорят, что "Эверест" задолжал и им (сумму не уточняют). Если застройщик не рассчитается с клиентами до 15 августа, НДВ примет участие в коллективном иске к "Эвересту". В НДВ сообщили, что продажи в южном ЖК приостановлены, северный проект отменен. Сколько квартир было забронировано и на какую сумму, в НДВ не говорят — компания недавно вышла из проекта, "Эверест" сам вел продажи. По данным на январь, было реализовано свыше 100 квартир.
В муниципальной администрации Федоровского сообщили, что "Эвересту" принадлежит доля в праве собственности на участок со статусом ИЖС. Во Всеволожском районе сказали, что участок в Лупполово в мае был переведен в статус земель поселений, "Элемент–Бетон" получил разрешение на строительство ЖК. Продажи открыты. Однако чиновники сомневаются в законности оформления документации и ведут соответствующую проверку. Тем не менее "Эверест" продолжает бронировать квартиры. По телефону нам предложили приехать в офис и поговорить с гендиректором о подписании договора, чтобы зафиксировать цену.
Похожие нарушения в Ленобласти не редкость. Кроме "Эвереста" в "черном списке" областных чиновников такие компании, как ГК "Ваш дом" (продает квартиры без разрешения на строительство, многоквартирный дом строится на участке ИЖС), ДНП "Малый Петербург" (строит на землях сельхозназначения), нет разрешений на строительство у "Стройтехнологии", Союза долевого строительства, "Единства", "Стоуна" и других. Больше всего нарушений во Всеволожском районе, самом популярном у девелоперов. Градостроительная ситуация здесь накалена до предела. Чему печальным подтверждением стало убийство в январе этого года главного районного архитектора Эдуарда Акопяна.

Кто не рискует…

Власти Петербурга взялись за незаконные стройки очень круто. Комитет по земельным ресурсам (КЗР) создал черный список, куда внесены 229 многоквартирных домов, построенных на землях ИЖС. Во многих из них есть дольщики. "С начала года в суды направлено 20 исков о признании построек незаконными. Мы добиваемся решения об их сносе", — сообщили в пресс–службе Госстройнадзора. Чиновники уже выиграли пять дел в первой инстанции. Самые громкие из них — решения Приморского районного суда, принятые в июле. Они касаются трех домов компании "СЗСК" в Коломягах и трех домов ООО "Девелопмент Групп" в разных районах города.
Гендиректор "Девелопмент Групп" Ирина Бонд в конце июля была арестована, но отпущена под подписку. Ей предъявлено обвинение в мошенничестве из–за продажи квартир в доме на ул. Сегалева без разрешения на строительство. Связаться с бизнес–леди не удалось. Гендиректор СЗСК Михаил Голубев сообщил "ДП", что подал апелляцию на решение о сносе трех домов на Горной ул., 22. "Многоквартирные дома в Коломягах мы строим с 1995 года. На момент покупки участка уже действовал генплан, где эта земля предназначена под многоквартирные малоэтажные жилые дома. Но в 2008 – 2010 годах были приняты ПЗЗ, которые усложнили ситуацию с оформлением. Мы не смогли получить разрешение на строительство по этому адресу в связи с арестами стройки из–за претензий жителей соседних домов", — говорит он.
Сейчас в "черном списке" Смольного 25 проектов СЗСК (22 в Коломягах). "Попытки убрать объекты из списка ни к чему не приводят. Хотя там есть дома, которые оформлены в собственность и заселены 10 лет назад", — говорит Михаил Голубев. Дома СЗСК на Горной ул., 22, больше года подключены к сетям и заселены. Там проживает 65 семей, для большинства из которых это единственное жилье. "Мы писали вице–губернатору Марату Оганесяну с просьбой обратить внимание на ситуацию. Но пока наши интересы никак не учтены", — сообщили дольщики. Чиновники уверены, что поступают правильно. "Дольщикам надо внимательнее смотреть документы", — говорят в пресс–службе КЗР. "Кроме себя им винить некого. Информация о проектах есть в открытом доступе", — добавляют в Госстройнадзоре. Чиновники считают, что дольщики осознавали риск покупки и должны разбираться с застройщиками через суд. Вице–президент Союза строителей СПб Алексей Белоусов позицию власти поддерживает, но говорит, что многие спорные ситуации возникли "с попустительства властей, а возможно, и при каких–то коррупционных схемах".
Покупатели ввязываются в сомнительные схемы, соблазнившись низкими ценами. Очень немногие могут купить жилье в законных и из–за этого более дорогих домах. Остальные рискуют, надеясь, что все обойдется, говорят эксперты АРИН.
Но те же дольщики СЗСК в Коломягах говорят, что не гнались за дешевизной. "Мы платили за жилье большие деньги. Почему? Потому, что малоэтажки в городе вообще нет. Альтернатива - или муравейники на окраинах, или безумного дорогое жилье в элитных районах. Другого рынок не предлагает", - говорят они. Дольщики были уверены, что проект не вызовет вопросов, поскольку в Коломягах построено более 60 малоквартирных домов, почти все они уже имеют собственность и никто, никогда к ним не придирался. "Зачем придиратьтся к готовым домам и находить проблему там, где ее нет", - говорят они.

Опасные маневры

По данным комитета по строительству, сейчас в реестре дольщиков, нуждающихся в защите, 24 человека. Но, по данным Екатерины Ильиной из адвокатского бюро DS Law, доля проблемных объектов — около 20% общего объема сданного в 2012 году жилья. Она считает, что оценка Минрегиона числа обманутых дольщиков в России (67 тыс. человек, купившие жилье в 650 объектах) занижена. "Речь может идти о 120 – 150 тыс. дольщиков", — полагает эксперт. Когда расторгается договор, заключенный по ФЗ–214 о долевом строительстве, проблем с возвратом по суду денег клиентам обычно не возникает. А получить средства, вложенные по другим схемам, часто невозможно, говорит адвокат. Причем привлечь застройщика к уголовной ответственности можно, только если он продавал квартиры без соответствующей документации, не начиная работы на стройплощадке. Если же стройка ведется, хотя и без документов, уголовное дело не возбудить. Очевидно, что это не последняя волна долевых скандалов. Они возникают каждый раз, когда власти вводят новые правила игры на рынке и застройщики изобретают обходные схемы. Если до принятия ФЗ–214 главной проблемой были двойные–тройные продажи, теперь — самовольные постройки.
Есть ФЗ–214, который действует уже 8 лет. Все эти годы мы твердим, что только этот закон гарантирует дольщикам безопасность при покупке жилья. Но еще остаются люди, которые предпочитают играть в лотереи, приобретая квартиры по сомнительным схемам, позарившись на низкую цену. Централизованно оказывать государственную поддержку пострадавшим от собственной неосмотрительности — значит поощрять дальнейшее развитие этих схем и поддерживать недобросовестных застройщиков. Это в наши планы не входит.
Марат Оганесян
вице–губернатор Петербурга
Незаконных строек быть не должно. И точка! Борьба с такими проектами — ежедневная обязанность властей. И мы ее ведем неуклонно, но без ажиотажа. Люди — и застройщики, и покупатели жилья — должны понимать, что вхождение в такие проекты без последствий не обойдется. Застройщик, нарушающий закон, может сесть в тюрьму за мошенничество, дольщик потеряет деньги, а незаконно построенный объект в итоге снесут. И в этом правиле исключений не будет.
Георгий Богачев
вице–губернатор Ленобласти