"Деловой Петербург". Военные дуют на уголь

Автор фото: ИТАР-ТАСС

После смены руководства в Министерстве обороны сотрудничеству банка "Таврический" с военными приходит конец. Компании, связанные с банком, теряют многомиллиардные контракты на поставку угля армии.

После смены руководства Минобороны России у банка "Таврический", принадлежащего группе миноритарных акционеров, среди которых председатель совета директоров банка Олег Захаржевский, а также норвежский Sparebank 1 Nord–Norge, начались проблемы с бизнесом, завязанным на поставках для военных. Связанное с банком петербургское ООО "Инвестиционная компания "Таврический" находится под угрозой банкротства из–за того, что Минобороны задолжало ему за поставленный уголь 5,7 млрд рублей. Незадолго до этого, по данным федеральных СМИ, правоохранительные органы заподозрили, что поставки угля в пользу структур Минобороны могли осуществляться по завышенным ценам.

Всё мы делим пополам

Согласно СПАРК, половиной ИК "Таврический" владеет ЗАО "Таврический–инвест". Компания, 29% которой принадлежит банку "Таврический", сама через цепочку юрлиц контролирует одного из акционеров того же банка — ООО "Невский капитал". Но председатель совета директоров банка Олег Захаржевский заверил корреспондента "ДП", что ИК "Таврический" с финансовой организацией не связана. Интересно, что, согласно СПАРК, Олег Захаржевский является врио директора оборонного ФГУП "ГУССТ № 3 при Спецстрое России". Главой Спецстроя, в свою очередь, является Григорий Ногинский — давний соратник Анатолия Сердюкова. Известно, что за время сотрудничества с Минобороны (с начала 2010 года) активы банка "Таврический" увеличились больше чем вдвое— с 20,6 млрд до 42,4 млрд рублей.
Вторая половина ИК "Таврический" находится в собственности ООО "Мирта", которым через ЗАО "ПромИнвест Капитал" владеют Александр и Валентина Самойловы — родители сенатора и члена партии "Единая Россия" Евгения Самойлова. Сам он, хотя и признает родство, неоднократно заявлял, что не имеет прямого отношения к деятельности компании. Cреди партнеров Минобороны ИК "Таврический" появилась в 2010 году и всего за несколько месяцев стала основным поставщиком угля для армии.
По мнению участников рынка, на руку компании играл тот факт, что министерство под руководством Анатолия Сердюкова начало объединять небольшие региональные лоты в крупные. В результате небольшие компании просто не могли себе позволить участвовать в конкурсе из–за неподъемного размера обеспечения.
За 3 года существования ИК "Таврический" заключила с Минобороны и подведомственными ему структурами контрактов более чем на 15 млрд рублей. Более 11 млрд из них приходилось на ОАО "РЭУ", дочернее предприятие "Оборонсервиса", которому с 2011 года присвоили статус единственного поставщика тепловой энергии для армии и подведомственных организаций.

От угля подальше

Сергей Шойгу, сменивший в конце прошлого года Анатолия Сердюкова, сразу приступил к серьезной ревизии дел. Анализу подверглась и система закупки топлива. В феврале 2013 года в офисе ОАО "РЭУ" прошли обыски. Следственные органы предположили, что компания заключала договоры поставки котельного топлива по завышенным ценам, отчего сумма ущерба могла достигать 3 млрд рублей. Позже стало известно, что пока речь идет лишь о поставках со стороны ЗАО "Корпорация транснефтепродукт". Но, когда в мае ОАО "РЭУ" провело два аукциона на поставку угля, ни в одном из них ИК "Таврический" не заявилась. Победителями стали московское ООО "Компания Восточный Уголь" с суммой контракта 49 млн рублей и сахалинское ООО "Горняк–1" с 149 млн рублей.
Как заявили представители РЭУ сразу после подписания контракта с сахалинской компанией, новая сделка поможет сэкономить военным не менее 300 млн рублей.
Еще один конкурс с начальной ценой 3,6 млрд рублей РЭУ решило отменитьв связи со сменой нового состава комиссии по размещению заказов компании. Изменения инициировала новый руководитель РЭУ Тамара Михайлова, которая до этого возглавляла одно из структурных подразделений МЧС.
Несмотря на то что Олег Захаржевский отрицает связь его банка с ИК "Таврический", он все же оказался в курсе, что компания больше не собирается участвовать в конкурсах Минобороны. "Почему и по каким причинам — мне неизвестно", — пояснил он.
В самой компании не исключают возможности отказа от работы с Минобороны, но, по словам представителя ИК "Таврический" Сергея Бондаренко, пока этот вопрос не решен. "Компания выступает трейдером, а не производителем. Поэтому отсутствие контракта с МО не может поставить перед нами проблему, куда девать уголь", — рассказал Сергей Бондаренко. По его словам, вне зависимости от участия в конкурсе на поставки РЭУ она продолжит работу на рынке поставок угля и в других сегментах. Однако потенциальных заказчиков в компании называть отказались.

Под грузом долгов

Инвестиционная компания "Таврический" переживает не лучшие времена.
На прошлой неделе в Арбитражный суд поступило заявление со стороны ОАО"Коми Энергосбытовая компания" ("Комиэнергосбыт"), входящего в группу "Ренова" Виктора Вексельберга, о банкротстве угольного поставщика. ИК задолжала ОАО около 20 млн рублей. Представители "Комиэнергосбыта" свое решение пока не комментируют.
По словам представителя ИК "Таврический" Сергея Бондаренко, в компании встретили новость с недоумением. "Мы и так были намерены заплатить эту сумму", — сообщил он.
Между тем это не единственная претензия к компании. В арбитражных судах сейчас рассматриваются иски более чем на 100 млн рублей. Финансовые проблемы компании во многом связаны с неплатежами, так как одновременно в суде сейчас находится несколько десятков исков ИК "Таврический" к ОАО "РЭУ" — на 5,7 млрд рублей долгов за поставленный уголь. Сумма приближается к объему годовой выручки компании, которая составляет 6,4 млрд рублей.
На официальный запрос "ДП" представители РЭУ не ответили.
Банк "Таврический" тем временем задумался об оптимизации своих расходов. В июне этого года кредитная организация закрыла операционный офис в Северодвинске, где расположена крупнейшая военная верфь "Севмаш". Предприятие загружено заказами и готовится к масштабной модернизации. Но Олег Захаржевский уверяет, что работа в Северодвинске нерентабельна.
Мы регулярно участвуем в подрядах Минобороны. Но в последнее время работа с ведомством нас не устраивала. Спецстрой замкнул на себя все строительные подряды, из–за этого мы могли участвовать лишь как субподрядчики. Лишние звенья в цепочке приводили к большому количеству организационных проволочек и снижению нашей прибыли. Новое руководство министерства решило изменить политику, и теперь Спецстрой будет строить исключительно военные объекты. Мы не можем это не приветствовать.
Виктор Сеппенен
заместитель генерального директора по развитию ЗАО "СМУ–303"
Для повышения прозрачности и эффективности сырье необходимо закупать у производителей. Конечно, есть ситуации, когда у заказчика есть потребность, например, в жестких сроках, которую может обеспечить только брокер. Но уголь это не столь ограниченный ресурс, да и на рынке существуют крупные производители, которые вполне способны выполнить любые условия. Посредники в этой ситуации могут понадобиться разве что для небольших поставок в отдаленные регионы.
Михаил Бурмистров
генеральный директор "INFOLine–Аналитика"