Российская Федерация. Санкт-Петербург. Государственный музей Эрмитаж. Посетители смотрят на полотна импрессионистов.
11:1515 июля 201311:15
743просмотров
11:1515 июля 2013
Dp.ru проверил, как власти регионов выполняют обещание президента поднять зарплату работников культуры. Заметного роста не наблюдается: реальные доходы подчас вдвое меньше обещанных. Чиновники продолжают обещать: теперь — что успеют к концу года.
Мы обратились в администрации Петербурга, Архангельской, Костромской, Рязанской, Ленинградской, Свердловской областей, республик Дагестан и Чечня, Краснодарского края. Получить ответ удалось лишь от Ленинградской области. В других регионах нам не смогли оперативно ответить, достаточно ли в бюджете средств для повышения зарплат работникам культуры и удается ли вообще следовать намеченному плану роста зарплат.
Как рассказали в комитете по культуре Ленинградской области, к концу года зарплата работников культуры должна составлять 68% от средней по региону. «Получится в среднем 20,2 тыс. рублей. Таким образом, повышение заработной платы в текущем году составит 15%», — рассказали нам в правительстве, заверив, что на стимулирующие выплаты в бюджете запланирован объем средств, значительно превышающий прошлогодний уровень, и что достижение целевых показателей ни в коем случае не планируется за счет увольнения сотрудников.
На текущий момент перспектива выполнения поставленной президентом задачи кажется туманной. На сайте министерства культуры размещена информация о показателях средней заработной платы работников учреждений культуры, которых необходимо достичь к концу года и отчет по итогам первого квартала.
Представленная ниже таблица демонстрирует размер запланированных и реальных зарплат по всем регионам страны. Реальные показатели приводятся по итогам первого квартала и датированы маем этого года, и мы не исключаем, что на текущий момент ситуация могла измениться. Тем не менее, из таблицы видно, что почти за полгода до конца срока реализации проекта разрыв между плановым и реальным показателями может составлять и 1,5, и даже больше чем 2 раза.
Так, например, в Ленинградской области прогноз средней зарплаты к концу года — 29,7 тыс. рублей, а пока реальные зарплаты меньше в 1,8 раз – в среднем 16,47 тыс. рублей. В Петербурге к концу года рост зарплаты запланирован до 36,4 тыс. рублей, по итогам же первого квартала получилось только 24,91 тыс. рублей.
Самый большой разрыв между показателями наблюдается в Забайкальском крае – там реальная зарплата меньше запланированной в 2,8 раз: 9,3 тыс. рублей против обещанных 26, 2 тыс. Также разрыв более, чем вдвое, наблюдается в Рязанской, Оренбургской областях, Краснодарском крае, на Чукотке. Самый маленький разрыв – в 1,39 раза — в Москве: 39,35 тыс. рублей против 55,82 тыс.
Таблица показывает печальное состояние и всей отрасли культуры в целом. Не той, что гонится за деньгами, так называемой поп-культуры, а той, что зависит от прихоти чиновников. На это указывает соотношение между зарплатой работников культуры и средним уровнем зарплаты по региону. В большинстве случаев налицо разница в два, а то и больше, раза.
По данным Росстата, средняя зарплата в Карачаево-Черкесии, например, составляет 16 тыс. рублей. Зарплата работника культуры в этом же регионе самая низкая в стране — всего 7,92 тыс. рублей. Самая большая средняя зарплата по России — в Чукотском автономном округе — 65 тыс. рублей, работники культуры там получают 33 тыс. рублей. Похожие пропорции сохраняются и в других регионах: Московская область с "усредненными" 32,9 тыс. рублей и "культурными" 18,32 тыс. рублей; Ленинградская область с 27,47 тыс. рублей против 16,47 тыс.; республика Дагестан с 15,25 и 8,8 тыс. рублей; Тверская область с 20,53 тыс. и 11,35 тыс. рублей.
Информация о средней заработной плате работников учреждений культуры в I квартале 2013 года в разрезе субъектов Российской Федерации | |||
№ п/п | Наименование субъекта Российской Федерации | Прогноз средней заработной платы по субъекту РФ в 2013 году, рублей | Средняя заработная плата работников учреждений культуры в 1 кв. 2013 г. (данные ежемесячной отчетности субъекта РФ), рублей |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Республика Адыгея | 18 139 | 9 918 |
2 | Республика Алтай | 19 143 | 8 705 |
3 | Алтайский край | 18 278 | 8 462 |
4 | Амурская область | 28 886 | 11 669 |
5 | Архангельская область | 28 656 | 12 352 |
6 | Астраханская область | 20 057 | 10 183 |
7 | Республика Башкортостан | 22 954 | 10 594 |
8 | Белгородская область | 21 918 | 12 819 |
9 | Брянская область | 18 165 | 8 677 |
10 | Республика Бурятия | 24 035 | 13 742 |
11 | Владимирская область | 20 180 | 10 995 |
12 | Волгоградская область | 20 930 | 10 174 |
13 | Вологодская область | 25 471 | 11 370 |
14 | Воронежская область | 21 428 | 9 470 |
15 | Республика Дагестан | 14 887 | 8 854 |
16 | Еврейская автономная область | 28 300 | 10 604 |
17 | Забайкальский край | 26 204 | 9 300 |
18 | Ивановская область | 18 015 | 10 111 |
19 | Республика Ингушетия | 19 353 | 10 353 |
20 | Иркутская область | 28 130 | 13 072 |
21 | Кабардино-Балкарская Республика | 17 610 | 9 136 |
22 | Калининградская область | 24 510 | 13 333 |
23 | Республика Калмыкия | 16 830 | 9 122 |
24 | Калужская область | 26 529 | 13 525 |
25 | Камчатский край | 45 821 | 27 098 |
26 | Карачаево-Черкесская Республика | 17 140 | 7 919 |
27 | Республика Карелия | 28 300 | 14 219 |
28 | Кемеровская область | 25 948 | 12 101 |
29 | Кировская область | 18 690 | 8 499 |
30 | Республика Коми | 36 275 | 14 616 |
31 | Костромская область | 18 171 | 8 617 |
32 | Краснодарский край | 24 285 | 11 555 |
33 | Красноярский край | 31 472 | 12 653 |
34 | Курганская область | 18 940 | 9 087 |
35 | Курская область | 20 645 | 11 198 |
36 | Ленинградская область | 29 700 | 16 474 |
37 | Липецкая область | 21 685 | 10 661 |
38 | Магаданская область | 54 676 | 25 164 |
39 | Республика Марий Эл | 17 165 | 8 515 |
40 | Республика Мордовия | 17 686 | 9 387 |
41 | г. Москва | 55 820 | 39 352 |
42 | Московская область | 35 872 | 18 329 |
43 | Мурманская область | 40 560 | 20 022 |
44 | Нижегородская область | 24 053 | 9 544 |
45 | Новгородская область | 22 599 | 12 154 |
46 | Новосибирская область | 26 270 | 14 743 |
47 | Омская область | 25 100 | 12 660 |
48 | Оренбургская область | 19 885 | 9 873 |
49 | Орловская область | 18 217 | 9 587 |
50 | Пензенская область | 23 398 | 8 027 |
51 | Пермский край | 24 165 | 12 188 |
52 | Приморский край | 30 580 | 14 176 |
53 | Псковская область | 21 165 | 10 035 |
54 | Ростовская область | 21 699 | 11 039 |
55 | Рязанская область | 21 337 | 9 342 |
56 | Самарская область | 23 480 | 11 648 |
57 | г. Санкт-Петербург | 36 408 | 24 913 |
58 | Саратовская область | 20 034 | 11 549 |
59 | Республика Саха (Якутия) | 45 797 | 19 229 |
60 | Сахалинская область | 48 520 | 26 184 |
61 | Свердловская область | 28 365 | 14 443 |
62 | Республика Северная Осетия-Алания | 17 222 | 9 194 |
63 | Смоленская область | 20 329 | 9 026 |
64 | Ставропольский край | 21 108 | 10 147 |
65 | Тамбовская область | 19 000 | 10 795 |
66 | Республика Татарстан | 26 100 | 12 603 |
67 | Тверская область | 23 500 | 11 356 |
68 | Томская область | 30 020 | 13 712 |
69 | Тульская область | 21 878 | 10 909 |
70 | Республика Тыва | 23 100 | 10 389 |
71 | Тюменская область | 30 900 | 17 454 |
72 | Удмуртская Республика | 20 185 | 10 406 |
73 | Ульяновская область | 19 335 | 9 056 |
74 | Хабаровский край | 32 520 | 17 689 |
75 | Республика Хакасия | 26 165 | 12 302 |
76 | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 54 181 | 27 317 |
77 | Челябинская область | 25 012 | 9 540 |
78 | Чеченская Республика | 18 728 | 9 136 |
79 | Чувашская Республика | 19 200 | 9 958 |
80 | Чукотский автономный округ | 69 792 | 33 054 |
81 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 68 541 | 35 476 |
82 | Ярославская область | 22 232 | 13 437 |
83 | Ненецкий автономный округ | 62 354 | 41 117 |
Источник: Минкультуры РФ
В мае 2012 года глава государства поставил задачу повысить среднюю заработную плату работников учреждений культуры. Средний плановый показатель был высчитан исходя из уровня средней зарплаты по экономике субъекта федерации. Под действие этого закона попадают все работники культуры: библиотекари, экскурсоводы, работники домов культуры, парков и музеев, имеющие высшее культурологическое или творческое образование, вносящие вклад в духовное развитие граждан страны.
Спустя год, в мае 2013, министр культуры РФ Владимир Мединский заявлял, что к 2018 году планируется увеличение фонда оплаты труда более чем в 2,3 раза, в результате чего ежегодно должен происходить прирост зарплаты на 15%. Для этого в 2013 году из федерального бюджета было выделено дополнительно 4 млрд рублей.
По словам министра, средняя заработная плата работников федеральных учреждений культуры выросла в первом квартале 2013 года на 8,7% и достигла в среднем 28,8 тыс. рублей. В подчиненных региональным властям учреждениях рост был менее заметен — средняя зарплата работников культуры в регионах достигла почти 13,5 тыс. рублей, рассказывал министр.
На совещании членов правительства министр культуры Владимир Мединский подчеркивал, что особое внимание самим учреждениям следует уделить активному поиску внебюджетных средств финансирования. "Вплоть до увеличения времени работы учреждений в вечерние часы, проведения самостоятельной реорганизации. Кроме того, мы взяли под жесткий контроль зарплаты руководителей учреждений культуры. Подавляющему большинству руководителей установлено соотношение не более 1 к 8 – хочешь получать больше, обеспечь эффективную работу, повысь зарплату своим сотрудникам", – говорил Мединский.
В работе по улучшению качества жизни работников культуры министерство рассчитывало также на желание учреждений работать над собой и меняться. Согласно письму, адресованному всем учреждениям культуры, увеличение заработной платы работников невозможно без реорганизации учреждений. Для этого потребуется не только исключить дублирующие структуры и отдать выполнение непрофильных функций на аутсорсинг, но и кардинально изменить кадровую политику. Министерство настаивает на оптимизации численности персонала за счет перераспределения его функциональных обязанностей и сокращения числа управленцев на 25-20%. Также министерство культуры советует перевести работников творческих профессий на срочный трудовой договор.
Представители культурных учреждений сходятся в том, что далеко не все такие организации даже частично смогут перейти на самоокупаемость для увеличения зарплатного фонда. Заместитель генерального директора российской национальной библиотеки Владимир Александров подчеркнул, что перед организациями культуры всегда стоит задача увеличить привлечение дополнительных средств. "Другой вопрос, что бюджетная организация не сможет полностью перейти на автономное финансирование", — считает он.
По словам заместителя исполнительного директора союза работников культуры Анатолия Попова, в погоне за дополнительными средствами само понятие культуры может деградировать. "Все это мы уже по многу раз проходили. Мировая практика говорит об обратном, что настоящая культура, а не эрзацы, а-приори должна быть дотационной. Когда эта серьезная работа по поиску источников финансирования перекладывается на плечи учреждений культуры, то это непременно ведет к потере ее истинной ценности, как на дрожжах появляются различные подделки и суррогаты", — рассуждает Анатолий Попов.
Директор музея "Исаакиевский собор" Николай Буров высказал предположение, что в погоне за реализацией плана некоторые учреждения могут начать увольнения. "Такая мера неприемлема. Руководителям нужно в первую очередь думать о том, чтобы коллектив был в рабочем состоянии", — пояснил он, отметив, что в решении вопроса о самоокупаемости необходимо дифференцировать учреждения по их специфике.
"Нельзя требовать от детской библиотеки эффективности востребованного культурного продукта. Эти учреждения должны на 100% финансироваться государством", — рассказал он, добавив, что необходимо добиваться увеличения бюджетного финансирования лишь там, где это необходимо, и не мешать тем, кто может зарабатывать самостоятельно.