"Деловой Петербург". Вау, как ты это сделал!

Автор фото: Global Look Press

Джейми Оливер, самый узнаваемый и самый богатый повар мира, открыл свой первый ресторан в России. В интервью "ДП" британский шеф рассказал, какие продукты он возьмет с собой на необитаемый остров и что Jamie's Italian покупает в Туле.

Первый российский ресторан Джейми Оливер построил на Конюшенной пл. в партнерстве с Ginza Project .
Звезда Джейми взошла еще в 1998 году, когда на ВВС появилось шоу The Naked Chef (в буквальном переводе "Голый повар"). Всего через 5 лет Джейми Оливер получил рыцарский орден от королевы Елизаветы II.
Кажется, что Джейми вездесущ и как повар, и как бизнесмен, и как человек, проявляющий гражданскую позицию. Он открыл десятки ресторанов во всех концах света под брендами Barbecoa, Jamie's Italian, Recipease, Junion Jacks, Diner и др. Он выпускает журнал и книги, а в магазинах продаются посуда и продукты от Джейми. Его ресторан Fifteen принимает на работу трудных подростков, сам он борется с фастфудом, а несколько графств Великобритании внедряют его программу здорового питания в школах.
Говорят, что его бесчисленные телешоу показывают в 40 странах, но скорее их гораздо больше. Его состояние в 2012 году оценили в 150 млн фунтов стерлингов, при этом он по–прежнему остается парнем в толстовке и джинсах, который увлекательно рассказывает, что готовить — это очень просто.
Для начала наивный вопрос. Если бы Джейми Оливеру предстояло попасть на необитаемый остров и там его рацион мог состоять только из пяти продуктов, что бы вы в этом случае взяли с собой?
— Сложно сказать, это зависит от того, есть ли на самом острове какая–то живность или, например, рыба, которую можно поймать. Если так, то я совершенно точно смог бы приготовить что–нибудь вкусное, взяв с собой чили, к которому у меня непреодолимая страсть, чеснок, лимон, свежий базилик и хорошее оливковое масло.
А если можно взять только пять блюд, что попадет в этот список?
— Паста "Аррабиата" по рецепту Дженнаро Контальдо. Запеченная со специями курица. Томленая свиная лопатка. Дальше выбирать уже сложнее. Я бы взял какую–нибудь пасту из меню Jamie’s Italian, наверное, долго бы выбирал и в итоге остановился бы на лингвини с креветками. И еще, пожалуй, рыбный пирог, для ностальгии.
В России вас любят называть "голым поваром". Некоторые знатоки поясняют по этому поводу, что это не то, что обычно подразумевается под словом "голый" — не телесная нагота, а то, что вы отбросили из кулинарного процесса все лишнее. Вы согласны с этой формулировкой? И годы идут. Вы по–прежнему "голый повар"?
— Первые 3 года моей карьеры меня и в Великобритании знали как "голого повара". Но мне хочется думать, что я вырос из этого титула. Я все еще согласен, что мои рецепты доступны и легко осуществимы, но без компромиссов во вкусовых характеристиках. И мне кажется, что именно за это их так любят.
Вот вы любите простоту. В то же время на пике моды сейчас скандинавская, нордическая кухня, где повар готовит какой–нибудь мох из ближайшего леса. Вы как к этому относитесь?
— Я большой поклонник такого вида гастрономии. Но это совсем не то, что я лично стал бы готовить.
Если перечислять все ваши проекты, то получится очень длинный список: рестораны, телепередачи, книги, журнал, школьное питание и т. д. Как успеть все и сразу?
— За моей спиной стоит отличная команда. Часто, когда гости приходят в мой офис, они удивляются количеству человек, которые там работают, и всегда спрашивают меня: "Чем занимаются все эти люди?" На что я всегда отвечаю, что они делают все то, в чем я совершенно не смыслю.
Чему вы хотите еще научиться?
— Когда дело касается еды, то вы никогда не перестаете учиться. Не могу сейчас привести конкретный пример, но мой учитель и друг Дженнаро Контальдо постоянно восхищает меня чем–то новым, чего я никогда до этого не видел. И тогда я спрашиваю его: "Вау, как ты это сделал?" — и прошу научить меня.
Я часто спрашиваю шефов и рестораторов, по каким внешним признакам можно выбрать ресторан для личного посещения. И зачастую оказывается, что нет таких критериев — только на мнение коллег можно положиться. Или на отзывы в Трипэдвайзере. Может быть, вы что–то можете подсказать?
— Я думаю, что лучший способ — это заглянуть внутрь ресторана через окно. И если вы увидите много людей, которые улыбаются и прекрасно проводят время, наслаждаясь красиво сервированной едой, то это, скорее всего, хороший ресторан. Ну, а если там будет два человека, молча сидящих в углу, то, наверняка, ресторан этот так себе.
Как вы придумываете новые ресторанные проекты? Что вас вдохновляет?
— Меня вдохновляет множество вещей, но больше всего — путешествия и люди. Мы с Дженнаро знаем друг друга уже целую вечность, мы провели много времени в путешествиях по Италии и в изучении итальянской кухни. Дженнаро для меня — это постоянное вдохновение, поэтому абсолютно логично, что мы решили объединить свои знания и опыт во что–то действительно особенное. И эта совместная работа нам приносит радость и удовольствие. То же самое было с Крисом Бьянко. Как только я его встретил, я понял, что он гений и что нам нужно открывать совместный ресторан, которым позднее и стал UNION JACKS.
А недавно мы открыли поп–ап закусочную в Лондоне с моим другом, художником Джей Джей Берриджем (Jay Jay Burridge). Он без ума от динозавров, поэтому они повсюду в нашем ресторане, и это выглядит потрясающе.
Говоря о Jamie’s Italian в России: будут ли отличаться рестораны в Москве и Санкт–Петербурге от остальных Jamie's Italian?
— Каждый ресторан неповторим, и у каждого ресторана есть свой собственный характер. Но то, что в них неизменно, — это потрясающая еда по справедливой цене и знающая профессиональная команда. У нас очень сильная программа по обучению персонала во всех наших ресторанах, и я думаю, что вы это оцените.
Вы пропагандируете использование локальных, фермерских продуктов. Как с этим будут обстоять дела в российских ресторанах? Вдохновило ли вас что–то из местных продуктов?
— Когда я ищу поставщиков, то на первом месте у меня стоят условия выращивания животных и технологии производства мяса. В наших ресторанах в Великобритании мы стараемся по возможности везде привлекать местных производителей и фермеров. Когда мы искали российских производителей, нам очень повезло, и мы нашли замечательное фермерское хозяйство под Тулой, которое выращивает животных на свободном выпасе. Они будут поставлять нам всю свинину. Мы также нашли прекрасную пекарню, которая специально для Jamie's Italian будет выпекать весь хлеб.
Нет ли у вас мыслей открыть в России еще и Fifteen? В России очень много воспитанников детских домов, большинство из которых, к сожалению, не могут интегрироваться в обычную жизнь.
— Дело в том, что рестораны Fifteen требуют действительно мощных инвестиций. Это очень серьезное начинание. Обычно такие проекты, как, например, в Корнуолле или Амстердаме, случаются благодаря отдельным людям, которые преследуют исключительно гуманистические цели и вкладывают в эти проекты все свои силы и средства. Не удивительно, что такие люди встречаются довольно редко. К сожалению, открытие такого ресторана в России — это вопрос не только моего желания, мне действительно в этом необходимо партнерство с сильным и деятельным местным предпринимателем.