Эмигрировавшего Сергея Гуриева избрали в наблюдательный совет Сбербанка. Поддерживал его то ли Центробанк, то ли миноритарии (единогласно), то ли лично Герман Греф. В любом случае это – громкий сигнал, который инвесторы посылают руководству страны.
Экономиста
Сергея Гуриева
, экс-ректора Российской экономической школы, избрали в наблюдательный совет Сбербанка. В поддержку его кандидатуры голосов было на 2 млрд больше, чем в поддержку Германа Грефа.
Всего за
Гуриева проголосовали обладатели 22,7 млрд акций. И это несмотря на конфликт Гуриева с властью, его отъезд в Европу и просьбу исключить его из бюллетеней.
Такое количество голосов может означать, что его кандидатура получила поддержку основного акционера – Центробанка. Представители ЦБ, впрочем, заявили, что за Гуриева не голосовали – "ЦБ голосует только за тех, кого номинирует", рассказал РИА источник в руководстве банка.
Если это соответствует действительности, это означает, что за Гуриева проголосовала значительная часть остальных акционеров. Центробанку принадлежат 52,3% акций Сбербанка. Остальные акционеры контролируют небольшие пакеты акций. Чтобы миноритарии без поддержки ЦБ избирали кандидатов в наблюдательный совет, да еще столь единодушно – такого еще не было, отмечают аналитики.
Если в поддержку
Гуриева голосовали все-таки акции ЦБ, то это – самое громкое фрондерское высказывание на высшем политическом уровне. Если голосовали все-таки миноритарии, это – другой сигнал, хотя и не менее важный: бизнесмены, инвестирующие в госбанк, дают понять государству, что не согласны с его действиями.
Акционеры хотели таким образом выразить свою позицию, соглашается президент Ассоциации микрофинансовых организаций Ярослав Кабаков: "Греф, как известно, к силовикам не относится. Думаю, что за Гуриева голосовали по его просьбе".
Гуриева
не стали исключать из бюллетеней, чтобы не нарушать права тех акционеров, которые проголосовали за него досрочно, пояснили представители Сбербанка. Если Гуриев не вернется из эмиграции, он сможет участвовать в заседаниях совета в режиме телеконференции, заметил Греф.
Об эмиграции экономиста стало известно в среду. Как выяснилось, Гуриев отправился в Париж (где работает его жена – известный экономист Екатерина Журавская), поскольку опасался преследования со стороны властей и решил, что "в Париже лучше, чем в Краснокаменске".
Один из самых известных российских экономистов входил в состав "открытого правительства" Дмитрия Медведева, но вместе с тем регулярно критиковал действующую власть (в особенности ее "силовую" составляющую), возлагал ответственность за экономические проблемы на политические ошибки, а также морально и материально поддерживал неконтролируемую Кремлем оппозицию в лице Алексея Навального.
Гуриев
выступал одним из общественных экспертов по второму делу ЮКОСа и, как и его коллеги, в выводах своей экспертизы написал, что приговор незаконен по меньшей мере потому, что Ходорковского и Лебедева осудили второй раз за то же самое. Весной Гуриева несколько раз вызывали в связи с этим на допрос (следователи интересовались, "кто оплачивал экспертизу"), также в его кабинете был проведен обыск.
Давление на Сергея
Гуриева в равной степени объясняется и его близостью к Медведеву, команду которого разваливают "силовики", и его выводами по поводу Ходорковского (в Кремле борются с имиджем этого дела как полностью выдуманного), и с его поддержкой Навального (особенно чиновников испугали якобы имевшиеся у Навального и Гуриева планы совместными силами подготовить экономическую программу оппозиции).
Эксперты в своих комментариях по поводу отъезда Гуриева вполне солидарны между собой. "История с Гуриевым — позорище для властей. Это один из лучших представителей высшей школы страны. [Это] расправа просто за собственное мнение?" — возмущен владелец "Национальной резервной корпорации" Александр Лебедев. "Если Гуриев считает, что ему нужно покинуть Россию, это катастрофа для страны", — говорит эксперт Института международной экономики имени Петерсона Андерс Аслунд.