Правительство собирается раздробить "Газпром"

Автор фото: итар-тасс

Правительство вновь обсуждает разделение "Газпрома" на две части: добывающую и транспортную. Глава "Роснефти" Игорь Сечин и совладелец "Новатэка" Геннадий Тимченко целиком за то, чтобы "труба" вышла из состава газового монополиста. Обе компании, в отличие от "Газпрома", серьезно выиграют от этого.

В правительстве вновь начали обсуждать идею разделения "Газпрома" на две части: добывающую и транспортную. Этот вопрос уже возникал еще в начале 2000-х, на эту тему высказывались и в МЭР, и бывший премьер Михаил Касьянов. Теперь эта тема вновь всплыла на волне негативного потока информации о неэффективности компании. Причем теперь у проекта разделения достаточно существенные шансы.
За его реализацию выступают глава "Роснефти" Игорь Сечин и совладелец "Новатэка" Геннадий Тимченко. Последний даже не скрывает, что ему давно уже не дают покоя высокие экспортные цены, которыми может пользоваться "Газпром", но не может его компания.
"Газпром" хочет сохранить монополию и ничего не менять. У них заключены долгосрочные контракты со странами-потребителями в Европе. Но мы бы тоже охотно работали с теми наценками, которые есть у "Газпрома", — заявлял он в интервью Neue Zurcher Zeitung.
"Роснефть" в последний год существенно расширила свое влияние, особенно в газовом секторе. В пользу этого и последнее назначение в стане компании: отвечать за газовый бизнес там теперь будет Влада Русакова, которая раньше была топ-менеджером "Газпрома". Она знает обо всех слабостях конкурента, что только подчеркивает, что "Роснефть" настроена по-боевому.
"На данный момент "Роснефть" и владелец трейдера "Gunvor" Тимченко пытаются активно повлиять на газовый рынок, продвигая идею разделения "Газпрома". Желание "Роснефти" разделить "Газпром" понятно: компания намерена обострить конкуренцию на рынке газа, где ее влияние постепенно увеличивается, особенно после приобретения ТНК-ВР. Также "Роснефть" и "Газпром" претендуют на одни и те же скважины на шельфе. Что касается выгоды "Газпрома", то ее нет. В результате разделения ему придется работать в более суровых конкурентных условиях", — отмечает Анна Кокорева, аналитик компании "Альпари".
Обеим компаниям, таким образом, сильно мешает то, что "Газпром" фактически сидит на трубе, не давая ни "Новатэку", ни "Роснефти" приобщиться к царским тарифам экспорта. И сейчас руководству компаний как раз представился удобный случай для того, чтобы вырвать из тела конкурента-монополиста транспортные мощности. "Газпром" в последнее время показывает не лучшие результаты, теряет долю рынка, снижает объемы экспорта (в 2012 году в Европу и страны СНГ — на 8,1%), пересматривает контракты и втягивается в международные разбирательства.
"В России уже есть подобный монополист — это "Транснефть", и создавать еще одного монополиста в сфере ГТС особого смысла нет. С другой стороны это подчеркивает то, что текущая деятельность "Газпрома" сама по себе является неэффективной. Так, например, только за 2012 год выручка фактически снизилась, несмотря на то, что цены на газ увеличились, что говорит о том, что "Газпрому" тяжело наращивать операционную деятельность", — поясняет аналитик финансовой компании "AForex" Нарек Авакян.
Эксперты отмечают, что газовый рынок в целом выиграет от разделения "Газпрома". И "Роснефть", и "Новатэк" заслуживают доступа к трубе — обе компании многое делают для того, чтобы расширить свое присутствие на этом рынке.
"Распаковывание" "Газпрома" благоприятно сказалось бы на независимых производителях газа, которые вынуждены договариваться с монополистом на доступ в трубу. Выделение трубы в отдельную газотранспортную сеть по примеру "Транснефти" облегчило бы производителям жизнь и сделало бы этот сегмент более прозрачным", — считает аналитик инвестиционной компании "Трейд-Портал" Алексей Маликов.
Эксперт напоминает, что "Роснефть" уже генерирует планы по строительству СПГ-завода и экспорту газа — об этом говорит СП с независимым производителем "Итерой". "Газпром" же на их пути выглядит огромным препятствием, и разговоры по созданию наиболее прозрачного и честного газового рынка в России выглядят одним из наиболее удобных способов объяснить свои амбиции.