Бизнес больших игроков

Автор фото: Яндолин Роман
Главный управляющий директор ОАО "Альфа-Банк" Алексей Марей.

Алексей Марей, главный управляющий директор Альфа–Банка, крупнейшего частного банка страны, рассказал о том, почему кредитование растет быстрее привлечения вкладов и к чему приведет такой дисбаланс, чем грозит увеличение просроченной задолженности и почему сегодня банки обращаются за помощью в Центробанк.

Как вы оцениваете текущую ситуацию на банковском рынке России? Как растут показатели: объемы выдачи кредитов, кредитные портфели, вклады? Каковы итоги 2012 года?
— В целом 2012 год был достаточно успешным для банков. Банковская система заработала по итогам года более 1 трлн рублей чистой прибыли, что является рекордным показателем. При этом я бы сказал, что банки достаточно спокойно смотрят в будущее.
С другой стороны, если посмотреть на экономику и отдельные ее сектора, то такого быстрого экономического роста, который был в 2006–2007 годах, не наблюдается. Происходит явный отток капитала из России, рост инвестиций пока не виден. Одновременно замедляется рост розничной торговли, который являлся одним из драйверов экономического роста и доходил до 8–11% (за месяц к тому же месяцу предыдущего года). Снижение потребления объясняется тем, что в начале 2012 года были серьезно повышены бюджетные зарплаты. Но сейчас этот рост замедлился до 7–8% (год к году).
На этом фоне в банковской системе происходит следующее: объем выданных кредитов растет быстрее увеличения депозитов. Особенно заметен бурный рост необеспеченных кредитов розничным клиентам. В 2012 году рынок розничных кредитов без ипотеки рос темпами, превышающими 50% в год, вместе с ипотекой — около 40%. Один из больших вопросов, насколько такой рост устойчив и к чему он может привести. Уже сейчас существует множество факторов, говорящих о перегреве этого сектора рынка.
Если брать рынок привлечения физлиц, который существенно больше по объему, чем рынок их кредитования, то его рост в 2012 году составил около 20%. Что я бы назвал вполне обычной динамикой, и то скорее с тенденцией на замедление.
Рынок корпоративного кредитования в 2012 году вырос на 13% к 2011 году, опередив прирост ВВП. А что касается рынка корпоративного привлечения, то объем вкладов юрлиц до востребования практически не увеличился, его рост исчисляется единицами процентов, а объем срочного привлечения увеличился на 11%. Если посмотреть на систему в целом, то кредитование растет быстрее, чем привлечение.
Наверное, эта тенденция в будущем тоже сохранится. Прогноз достаточно консервативный — рост 15–17% в корпоративном секторе и 20–25% в розничном кредитовании. Что, на мой взгляд, будет отражать более здоровую картину по банковской системе.
Альфа–Банк чувствует себя достаточно хорошо. Прошлый год был одним из самых успешных с точки зрения финансовых показателей. Банк вырос опережающими темпами на рынках корпоративного и розничного кредитования и уверенно занимает вторую строчку по объему средств до востребования физических лиц, что уникально для частного банка.
К каким последствиям может привести такой опережающий рост кредитования к вкладам?
— Если брать физических лиц отдельно, то вообще нет проблемы с точки зрения разрыва. Общий объем вкладов физлиц в российских банках превысил $430 млрд, а объем кредитования — $230 млрд. Это огромный разрыв и огромные запасы. Другое дело, что многие банки, да и мы в том числе, используют частично деньги от физлиц для кредитования корпоративных клиентов.
То есть ужесточение мер ЦБ по сдерживанию кредитования не нужно?
— По нашим оценкам, ежемесячное отношение платежей по банковским кредитам к совокупному доходу домохозяйств составляет 17%. Этот показатель может еще расти, но, когда он превысит 25%, это станет уже серьезным сдерживающим фактором.
Общаясь с моими коллегами из других банков, я вижу тенденцию этого года, что просрочка подрастает. Но могу показать на наших цифрах, что просто до этого момента она была на достаточно низком уровне. Раньше просрочка по персональным кредитам находилась в пределах 1–2% (просрочка после 90 дней). Изменение просрочки на 1–2% не несет катастрофических проблем для банковской системы, но как тренд, безусловно, заслуживает внимания.
Среднюю просрочку по корпоративным кредитам на рынке оценить невозможно, поскольку в кризис банки вели себя по–разному и было немало таких, которые просто реструктурировали проблемные кредиты, потому что им нельзя было показать просрочку, иначе это сразу отражалось на росте резервов, уменьшало капитал, устойчивость банка ставилась под сомнение.
В кризис мы не побоялись сказать, что доля проблемных кредитов у нас составила около 20%. Подчеркну, что проблемные не равно просроченные. Проблемными для нас становились те кредиты, погашение которых в срок мы не прогнозировали, исходя из финансовых потоков клиента. И мы предугадывали, что через 1–5 месяцев у клиента возникнут проблемы, если ситуация не поменяется. И мы сразу приходили к нему с предложениями: давай посмотрим, каким образом мы можем это решить. Поэтому фактически в 2012 год мы зашли с абсолютно чистым балансом.
Сейчас уровень покрытия резервами просроченной ссуды, которые мы создали в корпоративном бизнесе, в 4 раза превышает уровень фактической просрочки. Поэтому мы чувствуем себя вполне комфортно. Общий размер резервов по объединенному портфелю по МСФО составляет около 4,8% от портфеля.
По Петербургу доля просроченных корпоративных кредитов составляет меньше 2%, причем доля снижается на фоне роста портфеля и за счет частичного погашения таких кредитов.
Какие компании сейчас наиболее активно идут за кредитами? Есть ли ощущение, что компании стали чаще обращаться за инвестиционными кредитами?
— Заметная с точки зрения активности отрасль — это инфраструктурное строительство. Появилось много проектов. Сказать, что появилась какая–то отрасль, которая явно выстреливает и берет денег больше, чем другие, наверное, нельзя. Просто исторически есть отрасли, которые больше кредитуются.
В Петербурге традиционно хорошо развиты: машиностроение, военно–промышленный комплекс, инфраструктурное строительство, ретейл. И именно эти отрасли очень часто пользуются кредитными ресурсами, возможно за исключением ретейла. В частности, доля машиностроения и ВПК в портфеле филиала — 16%, девелопмента — 20%.
Что происходит с ликвидностью, хватит ли запаса средств?
— Если смотреть на ситуацию за год, то серьезно изменилась структура фондирования, потому что государство в лице Минфина и Центробанка предоставляет системе ликвидность. Общий размер поддержки сейчас, по разным оценкам, составляет от 7 до 10% активов банковской системы.
С другой стороны, регулятор прямо заявляет, что считает это абсолютно нормальной практикой, которая существует и в других странах, и они видят в этом элемент системы. То есть это не кризисный сценарий, когда они кому–то предоставляют подушку ликвидности, а элемент одной из задач регулятора.
Я бы сделал вывод, что долгосрочная конкуренция за фондирование будет усиливаться.
А на межбанке вы активно участвуете, там ситуация меняется?
— Объем межбанковского рынка и ставки на нем более или менее стабильны. Особых изменений в системе предоставления лимитов или поведении отдельных игроков нет.
В конце прошлого года проходили чтения законов, касающихся деятельности банков. Как вы к ним относитесь?
— Должен быть баланс с точки зрения законодательства, чтобы были соблюдены интересы всех сторон. Мы приветствуем законы, которые направлены на появление более понятных правил игры на рынке. Закон о банкротстве физлиц отправлен на доработку. В нем еще есть возможности для выравнивания баланса между интересами заемщиков и кредиторов. Например, неясно, как оценивать индивидуальных предпринимателей, которые являются и физлицами, и бизнесменами.
Что касается закона о национальной платежной системе в части информирования клиентов о совершении операций, то это абсолютно логичные поправки. Клиенты хотят знать, что происходит с их деньгами. Здесь выигрывают наиболее технологичные банки, и мы к закону о НПС готовы.
Собираетесь ли приобретать банковские активы в регионах?
— Очевидно, что в перспективе 3–4 лет будет происходить банковская консолидация. Вводится стандарт регулирования "Базель–II" (рекомендации Базельского комитета по надзору за банками касательно введения единых норм регулирования для банков в мире. — dp.ru). То есть будет усиливаться роль регулятора в системе, повысятся требования к капиталу, и это приведет к тому, что многие маленькие банки будут чувствовать себя неуютно и будут вынуждены либо уходить из бизнеса, либо станут частью какой–нибудь группы. Оставаться рыночными им будет сложно.
Мы свою стратегию основываем на органическом росте, который считаем более здоровым. Но также понимаем, что бизнес будущего — это бизнес больших игроков. Мы, безусловно, таковым себя считаем и хотим становиться больше. А это означает, что возможность неорганического роста внутри России мы для себя рассматриваем. Конкретные банки мы пока не обсуждаем, но серьезно смотрим на эти возможности.
Рассматриваете ли для себя участие в покупке кредитных портфелей банков?
— Массово кредитные портфели сейчас не продаются. Скорее на продажу выставлены небольшие банки, в том числе в регионах, также иностранные игроки уходят с рынка.
Какие планы у банка по развитию в Петербурге и Ленобласти?
— Клиентская база филиала выросла в 2012 году на 30%. Количество клиентов — юридических лиц превысило 7 600 компаний, а число розничных клиентов достигло 237 тыс. человек.
В Петербурге в 2012 году было открыто три офиса, обслуживающих как физических, так юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В планах на 2013 год открыть еще шесть таких офисов.
Таким образом, по итогам 2013 года в Петербурге будет работать 24 офиса банка. Специальные центры по выдаче автокредитов или ипотеке мы открывать не намерены. Есть планы по развитию сети с нашими различными партнерами, например автодилерами. С точки зрения долгосрочных планов мы очень серьезно настроены развиваться в Петербурге и долгосрочно видим для себя возможность удвоения нашего бизнеса, как корпоративного, так и розничного.
 
 

Биография

Алексей Марей

> Родился в 1977 году в Москве. В 1999 году окончил Московский авиационный институт.
> В 1998 – 2004 годах работал в компаниях Danone, Gillette International (Москва), Duracell Batteries.
> В Альфа–Банке с 2004 года, занимал должности вице–президента, директора розничных продаж и работы с клиентами, руководителя блока "Розничный бизнес".
> В мае 2012 года назначен на должность главного управляющего директора Альфа–Банка.

 
 

 
 

О банке

ОАО "Альфа–Банк"

> Основан в 1990 году российским бизнесменом Михаилом Фридманом и его партнерами. Сегодня акционеры: ОАО "АБ Холдинг" (99,88%), кипрская компания Alfa Capital Holdings (Cyprus) Ltd. (0,11%). Является частью консорциума "Альфа–Групп", один из бенефициаров которого — Михаил Фридман (36,47%).
> По итогам первого полугодия 2012 года совокупные активы банковской группы по МСФО "Альфа–Банк" составили $33,9 млрд, кредитный портфель — $24,1 млрд, чистая прибыль — $544 млн.