Следственный комитет предлагает создать финансовую полицию и вернуть конфискацию имущества

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Расширенное заседание коллегии Следсвенного комитета Российской Федерации в Мариинском дворце. На снимке: Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

Следственный комитет подвел итоги года: для борьбы с экономическими преступлениями предлагается создать финансовую полицию, вернуть конфискацию имущества и предусмотреть уголовную ответственность для юридических лиц. Эксперты советуют добиваться исполнения законов, а не изобретать новые.

Для более эффективного расследования экономических преступлений в России нужно создать финансовую полицию, считает председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Такое заявление он сделал в четверг на расширенном заседании коллегии СК.
"В компетенцию такого органа следовало бы отнести функции по выявлению и раскрытию финансовых преступлений", — цитирует Бастрыкина РИА "Новости". Работа финансовой полиции, по мнению главы СК, должна строиться на "финансовой разведке" и контроле за расходованием бюджетных средств.
С предложением о создании финансовой полиции Бастрыкин выступал и раньше. Год назад он предлагал создать такое ведомство и подчинить его непосредственно президенту или премьер-министру. Также глава СК говорил, что создать финансовую полицию можно на базе Росфинмониторинга, которому для этого нужно добавить полномочий.
На заседании в четверг Александр Бастрыкин повторил и некоторые другие свои ранее высказывавшиеся инициативы. Так, он по-прежнему считает, что за экономические и финансовые преступления нужно конфисковывать имущество — по его словам, только это "обеспечит реальное возвращение имущественного ущерба".
Кроме того, глава СК полагает, что нужно предусмотреть уголовную ответственность за такие преступления для юридических лиц. Он напомнил, что подобные нормы есть в законодательстве ряда стран ЕС, а также в США.
Острой необходимости создавать новый орган — финансовую полицию — нет, считает начальник аналитического отдела банка БФА Денис Демин: "Что мешает эффективно бороться с такими преступлениями сейчас? Ничего не мешает. Это только вопрос эффективности законов и правоприменительной практики. Проблемы у нас именно с правоприменительной практикой, а не с отсутствием какого-то органа".
Вероятно, правоохранительные органы рассчитывают на выделение дополнительного финансирования, учитывая приоритетность задачи борьбы с коррупцией, не исключает эксперт.
Действующее законодательство вполне позволяет бороться с экономическими преступлениями и без создания специального органа, соглашается аналитик ИК "Ленмонтажстрой" Дмитрий Кумановский: "Ничто не мешает ведомствам взаимодействовать в этом вопросе. Но они рассчитывают друг на друга, никто не хочет начать первым".
Что касается конфискации имущества, то и здесь все упирается в вопрос о правоприменительной практике, говорит Денис Демин: "У тех ли будут конфисковывать? Есть ли уверенность в том, что это не будут использовать как дополнительный инструмент рейдерства? Нет в этом уверенности. К тому же, имущество несложно скрыть. Особенно для тех, кто заведомо жульничает и думает об этом заранее. То есть пострадать могут опять-таки отнюдь не самые виновные".
Уголовная ответственность для юридических лиц в правоприменительной практике ряда западных стран предполагает, что компании, признанные виновными в преступлениях, инкриминируемых именно им, а не их сотрудникам, караются штрафами и конфискацией имущества.
Отчасти российское законодательство уже позволяет это делать, отмечает Дмитрий Кумановский: "Есть ведь механизм и ареста имущества, и его последующей реализации. Возможно, Следственный комитет хочет за счет таких новаций сделать механизм реализации имущества более простым".