Складская техника на подъеме

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов

Правильный выбор техники для обслуживания складов или производственных зон влияет на показатели эффективности предприятия в целом.

Российский рынок складской техники сравнительно молодой, но отличается высокими темпами развития и хорошими перспективами. По мнению участников рынка, текущий год не станет исключением. Итоги 2011 года показали, что этот сегмент по объему поступающих заказов практически приблизился к докризисному уровню. Одной из основных причин такого прогресса эксперты называют постепенное восстановление мировой экономики. А новая волна кризиса находится пока далеко в море.
Все больший вес и заинтересованность у покупателей приобретают сегменты аренды и продажи подержанной техники, а также возможности лизинга.

Отечественные марки отступают

Среди основных игроков рынка складской техники можно отметить Still, Komatsu, Jungheinrich, "Картрейд", "Рокла", "УниверсалСпецТехника", ТФН, ТДС и другие. Отметим, что далеко не все европейские и японские производители имеют свою прямую дистрибуцию на Северо–Западе РФ. В целом на нашем рынке представлены практически все мировые производители складской техники. Чаще всего компании открывают прямые филиалы, другие работают через дилеров. Игроков рынка можно разделить на три основные группы — европейские производители погрузчиков премиум–класса (борются за высочайшее качество техники, экологичность и современные технологии), японские, американские производители (борются за удовлетворение основных потребностей клиентов) и китайские компании.
При этом у последних наблюдается самый весомый прирост продаж, особенно в сегменте техники с двигателями внутреннего сгорания. Эксперты связывают это с тем, что данная техника идет в сегменте lowcost.
Российские производители с середины 1990–х годов стремительно теряли лидирующие позиции, и в настоящее время общая доля всех российских компаний ("Балканкар", ОАО "Машиностроительный завод им. Калинина", ОАО "Тверской экскаватор" и ряд других) не превышает 3%.

Выбор за арендатором

По данным Knight Frank St. Petersburg , рост количества сделок по аренде неизбежно связан с увеличением спроса на складскую технику и оборудование — важные составляющие логистической системы каждой отраслевой организации, поскольку основными пользователями являются арендаторы. При этом выбор той или иной техники чаще всего принимает арендатор. Как правило, арендодатель диктует лишь основные условия выбора самодвижущейся техники, например тип двигателя (ДВС или электрический). Это зависит от арендуемого помещения, требований пожарной и технической безопасности.
Например, компания "АЛИДИ" выступает арендатором площадей для целей развития контрактной логистики собственной дистрибуции и выбор техники осуществляет сама. "Мы отталкиваемся от тех проектов, которые планируем реализовывать на арендной площадке, — от специфики клиентов, которым оказываем сервис, и тех бизнес–процессов, которые необходимо реализовывать в рамках таких проектов", — рассказал Сергей Городецкий, региональный директор Группы компаний "АЛИДИ". Это вполне логично, ведь у арендаторов нет экономического смысла вкладываться в покупку техники.

Специфика рынка

Среди особенностей петербургского рынка складской техники Сергей Холкин, руководитель группы логистического обеспечения "РОСЭЛ", отмечает: "Основные поставки идут через Москву, поэтому срок ожидания от даты заказа до даты поставки длиннее, чем в Москве и Центральном регионе".
При выборе между дорогой грузоподъемной и транспортной техникой и более дешевыми аналогами китайского производства необходимо учитывать как интенсивность пользования, так и условий работы. Срок службы и расходы на профилактическое обслуживание оборудования связаны не только с техническими характеристиками самого механизма, но и с усло виями его эксплуатации. Дешевые аналоги могут оказаться более рентабельными при работе в условиях невысокой интенсивности эксплуатации или обслуживания небольших территорий.
У российского рынка есть и свои особенности. Высоким спросом пользуются погрузчики с ДВС, в то время как в Западной Европе доля такой техники занимает только 20%. Эксперты связывают это с недостаточно высоким качеством российских складов и с тем, что машины с электродвигателями не могут долго работать в уличных условиях, особенно при низких температурах. Тем не менее электрическая техника в последнее время пользуется все большим спросом. Аналитики связывают это со строительством новых складских комплексов класса А и с модернизацией действующих складов, уровень оснащенности которых во многом определяет экономическую эффективность работы любого предприятия.

Больше складов — больше техники

В настоящий момент эксперты наблюдают тенденции, свидетельствующие о мощном подъеме рынка складской недвижимости, а значит, и перспектив для профильной техники.
Так, по данным Knight Frank St. Petersburg, объем нового складского и индустриального строительства в I – III кварталах 2012 г. в московском регионе на 43% больше, чем показатель прошлого года. В Петербурге в ближайшие 2 года ожидается к вводу достаточно большой объем новых объектов (только для спекулятивных целей, т. е. для сдачи в аренду, заявлено около 110 – 120 тыс. м2 складов).
На фоне дефицита свободных площадей в Петербурге и Ленобласти такое количество новых проектов является позитивным сигналом для рынка складской и индустриальной недвижимости в целом. Кроме того, в III квартале текущего года был достигнут рекордно высокий объем закрытых сделок: около 500 тыс. м2 качественных складских площадей сдано и продано в Московской области, что составляет практически половину от общего объема поглощения прошлого года в целом в России.
Рассуждая о перспективах рынка складской техники, Сергей Холкин отмечает: "Перспективы рынка зависят от развития ретейлеров, портов и, как ни странно, транспортной сети Северо–Запада. За ними потянется весь рынок логистики региона, и в частности складской сервис. Вырастет спрос на технику, и, возможно, производители складского оборудования и техники оценят открывающиеся перспективы открытия не только продающих филиалов, но и производственных подразделений.