В Петербурге развернулась информационная война против автомобильной сети "РРТ Моторс"

Автор фото: Свистунова Валентина

В интернете развернулась информационная война против одного из лидеров автомобильного рынка Петербурга — сети "РРТ Моторс". В компании на это не обращают внимания и заявляют о планах к концу 2013 года увеличить на 30% объемы продаж автомобилей в России.

В сообществе ru_freelance Живого журнала 16 января появилось предложение писать у себя в блоге отрицательные отзывы о сети "РРТ Моторс" в Петербурге по цене 300 рублей за один текст.
"Требуются блогеры. Раскрученность блога не играет роли. Главное — хорошая фантазия и знакомство с анонимайзерами (компьютерными средствами сокрытия информации. — dp.ru). Задача — писать негативные отзывы об одном из петербургских автосалонов (РРТ Моторс)", — написал пользователь al_ayz, о котором в ЖЖ отсутствует какая-либо информация.
Как поясняет автор сообщения, у "РРТ Моторс" были "реальные задержки по <выдаче> ПТС — теперь нужно просто добавить остроты ситуации". "Круг проблем: задержки ПТС свыше 1 месяца, проблемы на сервисе", — пишет он.
Среди требований к потенциальным критиканам — знание автомобильной тематики, проживание в Петербурге или Казани, готовность подтвердить свою негативную позицию журналистам по телефону.
"Деньги переведем любым удобным для Вас способом. Можно забрать и в офисе (СПб). Оплата: 300 рублей за постинг. Резюме просьба присылать на адрес: al.avz2013@yandex.ru", — говорится в тексте.
Ответ корреспонденту dp.ru с этого адреса пока пришел такой: "К сожалению, вести переговоры с прессой меня начальство не уполномочило", — за подписью "Алия Лаврова". Объявление о поиске рабочей силы было перепечатано в петербургском сообществе spb_auto, но последствии его удалили.
Стоит отметить, что это лишь продолжение информационной войны, развернутой против РРТ еще в 2012 году. С тех пор в интернете расплодились недовольные работой сети комментаторы, которые говорят примерно одно и то же.
Вот типичное сообщение обиженного "клиента": "18 октября 2012 года внесли деньги за Шевроле Орландо. Сегодня 18 декабря (!!!) а ПТС все нет. Что нам только не втирали. Сейчас называют новый срок — до 28 декабря. Это будет ровно месяц просрочки по договору. Мошенники! Какая может быть причина такой просрочки? Только одна — наши деньги крутят в банке, или еще где, не знаю. Производителю наши деньги не перечислены, поэтому и ПТС остается у них. Обходите десятой дорогой все автосалоны РРТ. У них в каждом салоне такая проблема".
Как сообщил dp.ru совладелец и гендиректор ЗАО "Автохолдинг РРТ" Олег Барабанов, на подобные вещи он не реагирует. "Мало ли кто что пишет. У нас есть, чем заняться. Есть дела более интересные", — сказал он.
По его словам, летом 2012 года при объединении компаний РРТ в одну группу произошли сдвиги по срокам выдачи ПТС, "но все клиенты получили и машины, и документы, и разъехались довольные".
"Почему-то никто не удивляется, когда после заказа мебели ее привозят через месяц или когда строители на год задерживают сдачу дома. Неясно, почему единичные случаи задержки выдачи ПТС вызывают такую реакцию", — говорит он.
В прошлом году в России, по словам Олега Барабанова, "РРТ Моторс" продал 20 тыс. машин, из которых 55-60% приходится на автосалоны Петербурга. По итогам 2013 года компания планирует продать на 30% больше автомобилей — 28-30 тыс.  
"Автохолдинг РРТ", по данным СПАРК, принадлежит Олегу Барабанову (54%), Сергею Пушкину (22%), Александру Плохих (20%) и Андрею Ивойлову (4%).
"Я в курсе заказов на работу против РРТ, и не только информационную, — говорит эксперт автомобильного рынка Виталий Новиков. — Причина в том, что холдинг РРТ превратился в структуру федерального масштаба. Ведут себя агрессивно, продают много, салонами прирастают быстро. Кому ж это понравится. Естественно, конкуренты испытывают озабоченность".
По его мнению, никто из участников авторынка уже не верил, что петербургская фирма сможет выйти на федеральный уровень. Подобные попытки были предприняты и ранее, но все они, по его мнению, были вялыми. "Некоторые петербургские автодилеры работают в регионах и присутствуют в Москве, но сказать, что ребята прямо пышут гормонами, нельзя", — считает он.
Неприятели "Холдинга РРТ" только потеряли время и пожалели денег, считает Виталий Новиков. "В информационном поле устроить проблемы — это вопрос только желания и денег. Но 300 рублей за пост — мало. Блогеры не смогут родить больше пяти постов, а это 1,5 тыс. рублей. Не те деньги, чтобы всерьез заморачиваться", — считает он.
Директор Института современных медиа Кирилл Танаев заявил, что впервые сталкивается с публичным предложением писать отрицательные тексты за деньги. "Обычно стесняются и скрывают такие вещи. И отрицают. Когда пишут посты за деньги, очевидна их ангажированность. В этом деле важна искренность и натуральность. А все, что за деньги, это как реклама", — считает он.
По его словам, гораздо более распространенная технология черного пиара заключается в публикации в СМИ рекламных текстов под видом журналистских.
"Цивилизованной практикой является размещение в СМИ через отдел рекламы текста, который выходит в издании именно как реклама. Но когда пытаются коррумпировать журналистов, когда рекламный текст выходит под видом журналистского, это неуважение к читателю", — говорит Кирилл Танаев.
По данным dp.ru, в Петербурге подобная нецивилизованная практика, в основном, распространена в отраслевых СМИ, но содержание таких проплаченных текстов, как правило, восторженное по отношению к предмету публикации. Случаи, когда такие материалы размещаются против кого-то, весьма редкие.