Юбилейная выставка произведений петербургских художников в "Манеже" может стать последней

Автор фото: Global Look Press

Уже 20 лет в начале января в "Манеже" проходит большая выставка современного петербургского искусства. В этом году она может стать последней.

Она всегда была открыта для максимально широкого круга художников и при этом не была коммерческой. В этом ее прелесть. Хотя в ней участвовали очень разные художники, на отчетную ежегодную эта выставка никогда не была похожа. Она появилась тогда, когда над советской бюрократией перестали издеваться даже дежурные юмористы. То ли вольготность, то ли некоторая необязательность в таких групповых экспозициях всегда присутствовала, недаром злые языки называют их "братскими могилами". Их принято дружелюбно поругивать за эклектичность и тусовочность.
И вот представьте, что нынешняя юбилейная выставка — последняя. А это ведь не нелепая фантазия. О реконструкции "Манежа" говорят не первый год. Уже несколько лет ходят слухи о том, что его будут модернизировать по самое не хочу, поскольку выставочный центр в духе 1990–х годов теперь как будто бы ни к чему. В Москве, например, тоже есть что–то подобное. Московский "Манеж" сгорел несколько лет назад, его отстроили заново, и теперь там то торговый салон, то современное искусство.
Не то чтобы жизнь придумала совсем новые песни. В нашем "Манеже" разве что меньше современных кураторских проектов, но репертуар выставок примерно такой же. Кураторских же инноваций теперь стало чересчур много, и большинство из них до безликости политкорректные. Так что места, в которые эти новые веяния еще не добрались, надо заботливо от них оберегать.
За последние годы наш "Манеж" в духе 1990–х перестал быть старомодным. Девяностые стали ностальгическим ретро, хранящим память о художественной свободе. И теперь обзорная выставка петербургского искусства смотрится куда интереснее, чем модный сайнс–арт, очередной леворадикальный флешмоб или навевающая скуку неоминималистская инсталляция.
На юбилейной экспозиции в "Манеже" представлены практически все школы, направления и тенденции современного петербургского искусства. Здесь есть и арефьевцы, и митьки, и круг Григория Длугача, и некрореалисты, и группа "Паразиты", и поколение тридцатилетних, и многие другие. Выставка создает достаточно полное представление о нашей художественной сцене. У нас много разного искусства: и броского, и камерного, и актуального, и провинциального, и виртуозного, и примитивистского. Оно живет с завидной самодостаточностью. И убеждает в том, что модернизировать надо не его и не выставочные центры 1990–х, а тот самый contemporary art, который за последние годы превратился в официозный салон.