Сплавили неизвестно кому

Автор фото: итар-тасс

"Мечел" продал только что купленный порт Ванино, не спросив разрешения у ФАС. Ведомство намерено серьезно исследовать сложившуюся ситуацию: особое подозрение вызывает участие в сделках иностранных инвесторов. Эксперты не видят в действиях "Мечела" чего-то предосудительного.

Группа " Мечел " не согласовала с ФАС продажу только что выкупленной у государства доли в ОАО "Ванинский морской торговый порт". В декабре "Мечел" приобрел на аукционе 73,3% акций порта Ванино за 15,5% и уже 18 января объявил о том, что почти все купленные акции распроданы инвесторам. Имена и названия компания не уточняла, но заявляла, что активы проданы "в соответствии с условиями финансирования сделки".
Себе "Мечел" оставил только 1,5% обыкновенных акций порта и утверждает, что инвесторы-приобретатели не заинтересованы в переправке грузов через Ванино, так что компания сможет "в полной мере использовать мощности порта" для транспортировки собственной продукции. Как говорится в сообщении компании, из порта уже вышло одно судно с углем, второе находится в стадии погрузки.
По данным ряда СМИ, ФАС всерьез обеспокоена даже не столько перепродажей Ванино в неизвестные руки, сколько тем, что в их составе присутствуют зарубежные инвесторы. На рынке ходят самые разные слухи, в основном эксперты думают о корейских и китайских партнерах "Мечела". В ведомстве Ванино называют стратегическим активом и не в восторге от того, что теперь значительная доля акций компании может находиться в иностранных руках.
Особо ироничным теперь выглядит тот факт, что в правительстве сделку по приватизации Ванинского морского торгового порта считали эталонной.
"Сделка по продаже контрольного пакета акций ОАО "Ванинский морской торговый порт" является значимым событием программы приватизации, плана государства по развитию Дальнего Востока и для российской экономики в целом. Эта продажа стала ярким примером нового подхода к приватизации с точки зрения обеспечения прозрачного высококонкурентного процесса продажи и максимизации цены с обеспечением высокого качества инвестора", — заявляла ранее глава Росимущества Ольга Дергунова.
Однако эксперты считают, что в действиях "Мечела" ничего преступного нет, и компании вряд ли придется сносить от ФАС какие-то санкции по поводу продажи порта. По мнению аналитиков, "Мечел" так поступил с активом скорее вынужденно.
"У компании большие проблемы, которые заставляют ее прибегать к различным ухищрениям, в том числе и ко вторичному размещению. У "Мечела" не очень хорошая отчетность. Потребность в финансировании заимствований вынудила его сразу продать долю в Ванино, что идет вразрез с этикетом, но вполне законно и приемлемо с точки зрения бизнеса. Ему пришлось отдать большую часть акций порта, чтобы расплатиться за эту сделку", — считает Михаил Крылов, ведущий аналитик "Альпари".
Эксперты даже не видят в действиях "Мечела" ничего плохого для самого порта, хотя и признают, что с точки зрения независимости России было бы лучше, если бы стратегически важные активы не расползались по иностранным портфелям.
"В принципе, нет ничего плохого в том, что корейские компании, с которыми "Мечел" мог заранее обсуждать планы развития этого порта, получили в нем долю. У ФАС, на самом деле, сейчас больше забот не с иностранными инвесторами, а с политикой "Мечела" в отношении других компаний, нуждающихся в перевозках через порт Ванино. Многие участники рынка, например, "Сибуглемет", уже начали жаловаться", — отмечает Алексей Рыбаков, начальник аналитического отдела ИК "Трейд-портал".
И действительно, "Мечел" "в полной мере использует мощности порта" в буквальном смысле этих слов — на другие компании не хватает. "Сибуглемет" уже пожаловался в ФАС на недобросовестного конкурента, который вытеснил из порта и его, и других конкурентов. По словам аналитиков, именно эта ситуация скорее спровоцирует ведомство на какие-то активные действия, чем продажа актива иностранным инвесторам.