Беслан Берсиров: С порядка все начинается

Совладелец Строительного треста Беслан Берсиров рассказал "ДП" о новых проектах, объяснил, как компании удается выдерживать планы в условиях земельного голода, и пообещал никогда не отказываться от кирпича.

Беслан Рамазанович , сколько жилья Строительный трест сдаст в этом году?
— Мы уже несколько лет нацелены на сдачу 100 тыс. м2 в год. Это стратегия, которой мы успешно и без напряжения следуем. Этот год исключением не будет. Мы выходим на 120 тыс. м2 жилья. В следующем году объемы ввода будут такие же.
Какой у компании общий объем портфеля проектов?
— В работе — 300 тыс. м2 жилья. Плюс неосвоенные территории в Кудрово еще на 300 тыс. "квадратов" и несколько участков в Калининграде. Другие регионы не рассматриваем, поскольку и в нашем городе непочатый край работы. Очень многие предприятия, например, готовы выезжать на периферию. Мы хотим участвовать в этих процессах. Но пока рука не поднимается покупать участки, которые предлагают: либо нет проекта планировки территории (ППТ), либо участок вообще под жилье не предназначен.
Раньше это не было такой проблемой…
— Да. Зная регламент оформления документов для строительства, мы покупали участок и были уверены, что, выполнив ППТ в соответствии с существующими нормами, получим градплан и начнем проектирование и строительство.
Сегодня, к сожалению, даже имея пятно, предназначенное по генплану под строительство жилья и практически подготовленный ППТ, нельзя быть уверенным, что его утвердят и начнется стройка.
По этой причине вы отказались от участка уже бывшего велотрека в Выборгском районе?
— Сделка купли–продажи этого пятна площадью около 4 га была уже на завершающем этапе. Были произведены даже какие–то платежи и выполнены предпроектные разработки, которые учитывали строительство жилого комплекса с отдельно стоящим спортивным центром. Оставалось лишь утвердить ППТ. Но собственник земли не смог этого сделать, поскольку под давлением общественности губернатор остановил стройку. Мы были вынуждены выйти из проекта. Сейчас собственник судится. Если победит, мы готовы вернуться к разговору о покупке участка.
Вы пытаетесь со своей стороны как–то повлиять на ситуацию?
— Повторю, мы вышли из проекта. Поэтому юридических оснований требовать и вмешиваться в процесс у нас нет. На это имеют право разработчики ППТ. Раз общественность против, а у собственника все законные права на реализацию проекта — нужен диалог. А диалога нет. Просто сказали: здесь нельзя строить жилье! А сколько еще подготовленных ППТ без движения лежит!
А как же работа координационного совета при губернаторе, который был создан для прямого общения строителей с властью?
— На последнем заседании этого совета, как вы знаете, нам сообщили, что город отказывается строить объекты социально–культурного назначения в новых кварталах. Инвесторам придется делать это за свой счет, хотя еще полгода назад говорили о другом: что инвесторы должны лишь подготовить участки и передать их городу, чтобы тот построил там объекты за счет бюджета. Многие после этого, как я знаю, купили участки, рассчитав экономику их застройки. А теперь им что делать?
Но это решение власти еще не обрело силу закона…
— Пока нет. Но правила игры должны родиться на бумаге, а не на словах. Знаю, что КУГИ дана команда подготовить проект соответствующего соглашения с инвесторами. Если компании откажутся его подписывать, ГАСН не будет выдавать им разрешение на строительство. Да мы не прочь подписать соглашение, но все это можно было объявить еще год назад, а не вводить застройщиков в заблуждение. Кто может, тот давно бы перестроился и работал, а остальные ушли бы. Это рынок.
Для маленьких застройщиков в рамках реформы власти предлагают ввести инфраструктурный налог. Это будет эффективно?
— Маленьких застройщиков на рынке 80%. И их, конечно, нужно вовлекать в процесс.
Но по поводу налога не знаю. Пусть будут отчисления. Но тогда город должен спланировать свою работу так, чтобы жилье и инфраструктура вводились в строй одновременно, а не с разрывом в 10 лет, как сейчас. Нужны гарантии, что больше не будет перекосов в темпах их строительства.
Говорят, что из–за инициативы властей цены на жилье могут вырасти на $0,5 – 1 тыс. за 1 м2.
— Это очевидно. Не могут же участники рынка просто так взять на себя инфраструктурные затраты. В конечном счете за все заплатит покупатель жилья. Власти все понимают. Но явно не беспокоятся об этом. Видимо, считают, что в Петербурге покупательная способность не упадет.
А вы как считаете?
— Я вижу, что мы повторяем все, что уже проходили в кризис. Вижу, что старые правила сломаны, а новых нет. И если ситуация затянется, то цены на недвижимость пойдут вверх. В этом году рост будет в рамках инфляции, но дальше — динамичнее. Народ не становится богаче. Так что способных купить квартиру будет все меньше.
Как меняется инвестиционный климат в городе, на ваш взгляд?
— При прежнем правительстве было заявлено много знаковых проектов. Они воодушевляли не только строительный рынок, но и горожан. Люди знали: здесь будет Орловский тоннель, там "Набережная Европы", "Лахта Центр", "Юнтолово"….
Сегодня эти проекты или пересмотрены, или заморожены. Ничего позитивного в этом нет. Чтобы развиваться, город должен строиться.
Вы упомянули "Набережную Европы". Можете высказать свое отношение к тому, что происходит с этим проектом?
— Место для размещения Верховного и Высшего арбитражного судов, конечно, подходящее: лучше это сделать комплексно, чем искать в центре отдельные земельные участки, принадлежащие городу.
Интересно, конечно, как разойдутся инвестор и правительство. Но ВТБ — стратегический партнер государства. Думаю, они получат обещанную компенсацию. Если бы на их месте был кто–то другой, все было бы сложнее.
Как в условиях дефицита земли и неопределенности на рынке вам удается выдерживать заявленные темпы развития компании?
— Помогают такие проекты, как Кудрово. Там подготовленной земли — на 5 лет вперед. Кроме того, власти Ленобласти относятся к застройщикам лояльнее городских. Инициатива по отчислению 50% налогов строителей на выкуп у них же социальной инфраструктуры дорогого стоит. Так что мы свое присутствие в Кудрово будем наращивать. В следующем году начнем строить следующий лот на 50 тыс. м2 жилья.
Ревизии проектов квартальной застройки, которые проводят власти Ленобласти, вас в Кудрово коснулись?
— Мы встречались с новым вице–губернатором региона, он был в Кудрово с комиссией, нарушений у нас не обнаружил.
Но о проверках в Девяткино и Мурино и их последствиях мы знаем. Что тут скажешь: придется коллегам устранять замечания, раз уж так случилось.
Появились в Кудрово новые застройщики?
— Да. "Дальпитерстрой" продал свой участок (его купила компания "Тин Групп". — "ДП"). Мне понравилось, как новый игрок зашел на объект. Я всегда говорю: если за строительным забором порядок и чистота, значит, люди солидные. С порядка все начинается.
Другие проекты в Ленобласти Строительный трест планирует?
— Конечно. Будем строить еще одно Кудрово — только на южной границе с Петербургом. Я говорю о проекте "Новоселье. Городские кварталы", что в двух шагах от развязки КАД в сторону Стрельны. Там 500 га земли, которые принадлежат Северному НИИ агротехники и мелиорации. Разработан проект развития этой территории, где появится 1,5 млн м2 жилья средней и малой высотности и множество торговых объектов.
В феврале, после утверждения ППТ и получения градплана, мы выкупим у собственника первый лот — 40 га земли, где хотим построить 330 тыс. м2 недвижимости. Мы будем готовы выйти на площадку уже в середине следующего года.
Другие строительные компании в этот проект придут?
— Пока речь идет о том, что мы будем единственным инвестором и застройщиком (кроме структур самого института, которые тоже там строят). Собственник не хочет создавать конкуренцию и архитектурную пестроту. В нас они видят организацию, которая способна раскрутить этот огромный проект самостоятельно.
О новых проектах в Петербурге можете рассказать?
— Мы ведем переговоры о приобретении старой типографии на участке 1,4 га на Боровой ул. Собственники взяли на себя обязательство за 4 месяца получить ППТ и пройти экспертизу. Если смогут, мы закроем сделку и построим 20 тыс. м2 жилья.
Года два назад мы бы купили это пятно не оглядываясь. Но сегодня фактически заставляем продавцов самих проходить путь согласований. И тем, у кого получается, готовы платить дороже.
Участок около парка Сосновка вы покупали так же осторожно?
— Да, 4 га на Лиственной ул. мы купили в начале года, хотя присматривались к участку лет пять, пока там еще были садовые участки. Их надо было приватизировать, расселить. Мы заключили договор с девелопером и ждали, пока он согласует ППТ. Вот — дождались. На строительную площадку выйдем буквально после Нового года. Там будет жилой комплекс класса комфорт на 75 тыс. м2 жилья. Сдавать его будем в две очереди.
А "Невский стиль" около Удельного парка? Продолжаете строительство?
— Его мы будем строить весь следующий год и захватим еще 2014–й. Это большой объект — 85 тыс. м2. И планка самого продукта высока: первый этаж будет облицован гранитом, лифтовые холлы выполнены по особым проектам, окна последнего поколения… В общем, будет красиво.
Вижу, ваш комплекс "Панорама" на пр. Маршала Блюхера строится полным ходом. Ведь эту стройку останавливали местные жители?
— Жильцам соседнего дома, который, кстати, тоже мы строили, не нравилось, что новое здание расположено слишком близко к их дому. Хотя все санитарные разрывы соблюдены, все разрешения получены.
Эта история задержала строительство фактически на год. Судебные разбирательства продолжаются — мы выиграли несколько инстанций. Стройка идет. Здесь будет около 28 тыс. м2 жилья.
Вы сказали, что у компании есть еще проекты в Калининграде…
— В работе проект жилого комплекса "Пятый элемент" на 18 тыс. м2. Есть земля: 6 га на границе города и области (мы пока не решили, что там делать), переговоры о покупке 1,5 га в центре города под жилье.
Калининград — сложный рынок, немноголюдный. В кризис иногородние девелоперы оттуда ушли. Но после того, как было озвучено, что там пройдет чемпионат мира по футболу 2018 года, рынок оживился.
Расширить портфель проектами коммерческой недвижимости не планируете?
— Нет. Мы застройщики жилья. Редкие проекты иной тематики реализуем только в рамках квартальной застройки или стратегии развития группы. Скоро, например, сдадим спортивный комплекс в Кудрово. А еще завершаем выкуп Автотранспортного предприятия №36 в Приморском районе. Еще не решили, что там будет: или складской терминал, или наше собственное АТП. Пока у нас его нет — вся техника в аренде. Если услуга будет востребована, можно и автопарк обновить. Определимся в следующем году.
От кирпичной застройки отходить не планируете?
— Ни в коем случае! Кирпичное строительство — это наш имидж, наработанный годами.
 
 

Биография

Беслан Берсиров

> Родился в 1958 г. в Абхазии. Окончил Кабардино–Балкарский государственный университет по специальности "промышленно–гражданское строительство".
> В 1983 г. переехал в Ленинград. Начинал мастером в СУ №13 треста № 32 "Главзапстрой", далее — прораб, начальник участка.
> В 1992 г. вместе с Евгением Резвовым основал ЗАО "Строительный трест". Заслуженный строитель РФ.
> Женат, два сына.

 
 

 
 

Справка

Строительный трест

> Основан в 1992 г. Акционеры — Евгений Резвов (50%) и Беслан Берсиров (50%).
> За 20 лет работы объединение построило более 70 зданий общей площадью около 2 млн м2, в том числе объекты социального и культурного назначения. Ежегодно вводит в эксплуатацию более 100 тыс. м2 жилья. В домах компании проживает 37 тыс. петербургских семей.
> Компания ведет проекты в Петербурге, Ленобласти и Калининграде.