Слияние экономических вузов Петербурга происходит по законам бизнеса

Автор фото: finec.ru

Волне слияний и поглощений, которая захлестнула петербургские вузы, придан новый импульс. Сфера образования все больше живет по законам бизнеса.

Недавно было объявлено о том, что в Экономический университет, создающийся на базе ФИНЭКа и ИНЖЭКОНа, вольется еще и Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ).
При этом в ближайшие годы для нового университета планируется строительство мегакампуса, наподобие того, что был построен к саммиту АТЭС на острове Русский. Освободившиеся лакомые кусочки петербургской недвижимости, которыми владеют упомянутые вузы, будут переданы государству — скорее всего, для новой волны приватизации.

Бизнес-аналогии

Сфера образования все больше живет по законам бизнеса, поэтому к слияниям и поглощениям в этой сфере вполне приложима экономическая теория, которая акцентирует внимание на конфликте интересов собственников и менеджеров.
Читайте также:
ФИНЭК отметил 80 лет
Теория утверждает, что наличие собственных интересов может порождать у менеджмента особые мотивы слияний и поглощений, противоречащие интересам собственников и не связанные с экономической целесообразностью.
Заместитель директора петербургского филиала Высшей школы экономики Даниил Александров согласен с тем, что объединение петербургских вузов можно рассматривать как слияния и поглощения в бизнесе. "Главный вопрос — они сделают, объединившись, сильный вуз или в конечном итоге будут выводить активы, чтобы участвовать в новой волне приватизации".
Первая волна академических поглощений прокатилась по Петербургу еще год назад, когда четыре крупных вуза поглотили учебные заведения помельче, присоединив при этом их активы и недвижимость.
Тогда Санкт–Петербургский государственный горный университет присоединил к себе Северо–Западный государственный заочный технический университет (СЗГЗТУ), ИТМО поглотил Санкт–Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, Государственный политехнический университет присоединил к себе Санкт–Петербургский институт машиностроения, а Медицинская академия последипломного образования (МАПО) объединилась с Санкт–Петербургской государственной медицинской академией им. Мечникова.

Поглощение слабых

То, что процесс будет набирать обороты, стало ясно 7 мая 2012 года, когда президент Владимир Путин чуть ли не сразу после инаугурации подписал указ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Было объявлено о том, что до конца декабря будет проведен мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений и неэффективные учреждения будут реорганизованы. В июле президент прямо сказал, что реорганизация вузов пройдет за счет присоединения слабых к более сильным и эта программа должна быть утверждена до мая 2013 года.
В августе Минобрнауки объявило о создании в Петербурге экономического супервуза за счет объединения ФИНЭКа и ИНЖЭКОНа. Создаваемый Экономический госуниверситет возглавил ректор ФИНЭКа Игорь Максимцев, но процесс слияния и поглощения только начинался. ИНЖЭКОНу еще в 2011 году было сделано предложение, от которого нельзя было отказаться: влиться в новую структуру младшим партнером. Вскоре ректор ИНЖЭКОНа Ольга Гончарук, несогласная с понижением статуса, была отправлена в отставку. Уже тогда было понятно, что мониторинг неэффективных вузов будет составляться с прицелом на дальнейшую реорганизацию и в него войдут ИНЖЭКОН и СПбГУСЭ. Процесс слияния и поглощения резко ускорился, когда в начале сентября был убит ректор СПбГУСЭ Александр Викторов.
"После трагической гибели ректора СПбГУСЭ стал обсуждаться вопрос о дальнейшей судьбе Университета экономики и сервиса, — рассказывает Игорь Максимцев. — Все общество экономистов Петербурга тяжело восприняло убийство господина Викторова. И мы стали проводить консультации, в ходе которых было высказано мнение, что в память о тех задачах, которые всегда стоят на повестке дня петербургского образования, мы будем думать об объединении, о создании мощного экономического университета". Игорь Максимцев рассказал, что на заседании совместного ученого совета ФИНЭКа и ИНЖЭКОНа он обратился к коллегам в ГУСЭ с предложением войти в состав нового, объединенного университета. 31 октября коллеги из ГУСЭ единогласно приняли предложение. После этого письма с просьбой поддержать это решение были направлены министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову, губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и полпреду президента в СЗФО Николаю Винниченко.
Как говорит и.о. ректора ГУСЭ Евгений Лубашев, согласно приказу, который 14 ноября подписал министр, юридическая процедура создания нового экономического университета должна завершиться до 1 апреля.
По словам Игоря Максимцева, сейчас процесс объединения вузов, запущенный 3 месяца назад, идет весьма активно и динамично и вовлекает в себя имущественный комплекс, административный персонал и педагогов. "В последние годы российское образование теряет в мире свои позиции, — объясняет он. — Нам необходимы современные вузы с новыми технологиями и сильной научной базой".
Объясняя причины объединения, сам Максимцев не прочь использовать термины бизнеса. Так, он сравнивает ситуацию в петербургской высшей школе с "ненужной конкуренцией" между древнерусскими княжествами, которая привела к захвату российских земель "различными внешними врагами".

Остров Русский — СПб

А недавно было объявлено и о грядущем строительстве в Петербурге грандиозного кампуса для нового университета. "Мы за придание новому вузу статуса федерального университета, потому что таких проектов у нас в России еще не было и мы вправе претендовать на такие возможности", — говорит Игорь Максимцев.
Впрочем, на самом деле проект объединения вузов с созданием федерального университета и строительством суперкампуса только что реализован на другом конце страны, во Владивостоке. Кампус, рассчитанный на 50 тыс. студентов, с общежитиями на 11 тыс. мест, обошелся в 70 млрд рублей при первоначальной смете в 41,7 млрд рублей. Сейчас в Дальневосточном федеральном университете, включая филиалы, около 41 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и учащихся всех форм обучения. Иногородние студенты уже живут на острове Русский, ездят заниматься на материк по знаменитому вантовому мосту и пользуются оставшимися от гостей саммита благами цивилизации вроде бесплатного Wi–Fi. Кампус занимает 200 га земли, из них 54 га зеленой зоны, с велосипедными дорожками, теннисными кортами, стадионом, набережной и пирсом для катеров и яхт.
Неизвестно, планируется ли яхт–клуб в кампусе Санкт–Петербургского государственного экономического университета, но, для сравнения, в составляющих его вузах учится около 65 тыс. человек, хотя их число постепенно уменьшится до 30–35 тыс. Исходя из этого, стоимость проекта сопоставима с дальневосточным и вполне может дорасти до 50 млрд рублей и больше, если учесть замечательное свойство петербургских чиновников ставить рекорды по затратам.
Игорь Максимцев говорит, что место будущего кампуса еще не определено, но уверен, что стройка потребует не менее 7-8 лет.
За счет каких средств будет построен новый кампус и что произойдет с освободившимися кусками недвижимости, пока не ясно. Ведь одному только ФИНЭКу принадлежит впечатляющий участок с исторической застройкой в центре города, между каналом Грибоедова и Садовой ул. И ИНЖЭКОН, и СПбГУСЭ тоже могут похвастаться многочисленными зданиями. Не исключено, что через несколько лет все эти здания могут выйти на рынок коммерческой недвижимости.
"Пока не найдено решение по поводу финансирования нового кампуса, будем работать на тех площадках, которые у нас имеются, — говорит Игорь Максимцев. — Во Владивостоке вузы работали до того момента, пока не было построено новое здание на острове Русский. Потом в соответствии с методикой и процедурами эти здания во Владивостоке через Росимущество были переданы государству. Когда кампус будет построен, мы государству передаем эти здания, и уже государство будет реализовывать эти здания в своих интересах".
"Экономическая составляющая является базовой основой подобных слияний, — отмечает профессор СПб НИУ ВШЭ Наталья Заиченко. — Это надежда на эффект экономии от масштаба, уменьшение издержек. Но общественности не представлена информация об экономической эффективности данных мероприятий, следовательно, это абсолютно политическое решение".

Кадры решают все

У вузов сегодня формально нет прав продажи недвижимости, и на практике манипуляции в этой области ограничиваются сдачей зданий и помещений в аренду — под общепит, торговлю и офисы. Освобождающаяся недвижимость должна будет перейти в федеральную собственность — и уже после этого выйти на рынок, если власти посчитают целесообразным ее приватизировать. Злые языки вспоминают в этой связи скандал вокруг передачи в частные руки недвижимости Министерства обороны, которое до последнего время возглавлял выпускник ФИНЭКа Анатолий Сердюков.
"Если цель объединения вузов — сокращение числа студентов, то это хороший проект, — говорит Даниил Александров. — Но, конечно, нельзя полностью исключать, что мотивы реформы — стремление некоторых людей обогатиться и вывести активы".

Пыль в глаза

Ректоры объединяющихся вузов, впрочем, настаивают на том, что результатом объединения должно стать повышение качества образования, а также сокращение ненужного дублирования отдельных функций.
"Нет смысла нам иметь три отдела кадров и три бухгалтерии, — уверяет Игорь Максимцев. — Мы хотим убрать дублирование и по направлениям подготовки, хотим сократить финансовые затраты, сократить те административные подразделения, которые развивались не совсем правильно".
Очевидно, например, что ликвидированы будут такие структуры, как Институт делового администрирования, который ИНЖЭКОН позиционировал как бизнес–школу.
"Бизнес–школа должна быть одна, сильная и мощная, — говорит Игорь Максимцев, явно имея в виду Высшую экономическую школу ФИНЭКа. — Под одним зонтиком нужно собрать все программы, которые у нас есть на всех трех площадках".
Даниил Александров считает, что главный вопрос при создании сильного вуза — это кадры. "Многие вузы сейчас пойманы в ловушку слабого состава преподавателей и администраторов, — рассказывает он. — Такую комбинацию трудно разрушить, и она склонна подбирать себе подобных".
По его словам, сильный вуз — это место, которое предоставляет студентам возможность общаться с сильной профессурой и друг с другом по содержательному поводу. "И если нет концентрации ярких личностей, которые склонны заражать друг друга идеями, то очень возможно, что в итоге получится тот же квартет из крыловской басни, — говорит Даниил Александров. — Если они начнут пускать пыль в глаза, пытаясь создать вузы мирового значения с имеющимися кадрами, то может получиться как в народной поговорке: хотели как лучше, а получилось как всегда".