Представители творческих профессий сомневаются в популярности креативного квартала на периферии Петербурга

Автор фото: Яковлева Елена
Виды города, тюремный изолятор "Кресты", СИЗО, тюрьма.

В понедельник комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) подвел итог конкурса на лучший проект креативного квартала в Петербурге. Победитель должен будет разработать финансово–экономическую модель нового района.

В планах Смольного — создать на территории квартала мастерские, выставочные залы, лектории, клубы, гостиницы, торговые площади, офисы креативных организаций и бизнес–инкубатор креативных организаций.
В конкурсе приняли участие компании, занимающиеся финансовым моделированием и управлением недвижимостью. Начальная (максимальная) цена контракта составит 1,9 млн рублей из бюджета города, следует из материалов госзаказа.
"Зарубежная практика показывает, что такие кварталы создаются в течение 3 лет, мы планируем уложиться в эти сроки", — рассказали в комитете.
Новый квартал может появиться на одном из пяти участков. Три пятна уже предложил КИСП: 7,3 га на территории канатного цеха завода "Красный гвоздильщик", 22 га — на территории изолятора Кресты и участок 25 га, включающий в себя территорию адмиралтейства, Петровского дока и Летнего сада в Кронштадте (см. карту). Победитель выберет еще два участка. Затем из пяти будет выбран один, где и должен появиться новый квартал.
Потребность в создании креативного квартала назрела давно. Объединить дизайнеров и художников на одной территории не первый год пытаются Университет технологии и дизайна (СПбГУТД), СПбГУ, Союз дизайнеров и Мухинское училище. Несколько лет назад организации предлагали разместить подобный кластер в здании бывшей пуговичной фабрики братьев Бух, а после — на территории авиагородка около Пулково–2, рассказал Владимир Санжаров, директор Института искусств СПбГУТД, президент Союза дизайнеров СПб. "Создать кластер не удалось, потому что не так громко это обсуждалось на уровне городских властей, это были внутренняя инициатива творческих людей, за этим не стояли деньги. Городские власти включались на уровне одобрения, а не финансовой поддержки, заинтересованность ничем не поддерживалась", — говорит Владимир Санжаров.

Вместо заводских труб

Пока в Смольном решается, где именно расположить квартал, молодые архитекторы предлагают свои варианты создания новых центров искусств. Подобный район можно создать на территории Новой Голландии, Конюшенной пл., а также в корпусах бывшего здания Минобороны на Первой линии В.О., считает Анатолий Столярчук, генеральный директор ООО "Архитектурная мастерская А.А. Столярчука".
Подходят для размещения общественно–делового квартала территории между Пироговской наб. и Большим Сампсониевским пр., говорит Сергей Орешкин, руководитель архитектурного бюро "А. ЛЕН". Кроме того, в реновации нуждается территория завода "Красный треугольник", промышленный участок Свердловская наб. — Кондратьевский пр., а также район Земледельческой и Белоостровской ул., Ланского шоссе и наб. Черной речки, считает архитектор.
"Если говорить о переводе промышленных предприятий, то, как правило, это закрытие предприятия, сдача оборудования в металлолом и строительство нового предприятия, что обходится очень дорого и вряд ли окупается", — поясняет Олег Барков, глава HANSA SPb Development.
"Это оказывается настолько дорого, что смешно слушать разговоры о том, что земля золотая, не только окупим, но и денег заработаем, — говорит Олег Барков. — Перевод промышленности — вопрос государственной политики очень высокого уровня, которую проводят люди, думающие не только о следующих выборах. Политика не просто освобождения площадей и застройки их чем–то, а политика устойчивого развития огромного мегаполиса".

Доехать до креатива

Появление нового креативного квартала на промышленных территориях на периферии может не вызвать ажиотажа среди жителей и самих компаний. Нужно четкое задание, городские власти должны самостоятельно определить территорию и конкретные объекты в соответствии с транспортной ситуацией в выбранном районе, считают архитекторы.
"Идея создать творческое объединение на перифирии хороша, но вопрос в том, как туда добраться, а главное — почему это будет интересно горожанам, а тем более иностранным инвесторам", — отмечает Сергей Семенцов, декан архитектурного факультета СПбГАСУ. В пример он приводит строительство нового здания Российской национальной библиотеки у парка Победы. В результате неграмотного планирования богатейшая библиотека превратилась в учреждение районного масштаба из–за удаленности от центра, такая же участь может постигнуть новый креативный квартал.
Согласен с Сергеем Семенцовым и Федор Перов, директор архитектурного бюро "Петрополис–Архитектура", который отмечает, что создание района — комплексный вопрос градпланирования. Место размещения такого квартала должно быть тщательно проанализировано и заложено в Генеральный план города. При этом застройщики не должны иметь возможность даже в мелочах отступать от градостроительных планов городского правительства. По его словам, сегодня Смольный не имеет четких долгосрочных планов по комплексному развитию таких районов.
Насколько мне известно, в Петербурге бизнесмены не особо интересуются вступлением в какой–либо творческий кластер, считая, что это преждевременно и денег явно не принесет. Однако, исходя из зарубежного опыта, могу сказать, что новые творческие районы могут давать доход и радость не только художникам, но и людям деловым. Пару–тройку лет назад я был в Лондоне, где нашел подтверждение своим словам. В столице Великобритании есть квартал Ист–Энд, территории которого в свое время стали активно раздавать художникам под мастерские и выставочные пространства. Со временем там стали проводить художественные акции, разные творческие мероприятия, что повысило инвестиционную привлекательность района. Позже, подняв цены на недвижимость до определенной планки, девелоперы вытеснили художников, оставив лишь наиболее известных и успешных, и стали строить жилье. Постепенно когда–то депрессивная территория стала комфортным современным районом.
Владимир Санжаров
директор Института искусств СПбГУТД, президент Союза дизайнеров СПб
Бенефициаром проекта перевода промышленности не должны выступать не предприятия и не девелоперы, а городское правительство. Подобные проекты не реализуются, пока сверху не будет дана команда: "Ребята, мы все переезжаем". Вся наша инициатива снизу, на мой взгляд, может закончиться одним–двумя проектами, пока нет единого волевого решения, пока городом не определены зоны редевелопмента, пока экономика не станет более понятной. Здесь не нужно ничего изобретать, есть серый промышленный пояс Петербурга. Все интеллектуальные наработки на этот счет готовы, все понятно. Непонятно, надо это кому–то или нет. Когда промышленник и девелопер начинают обсуждать, на кого лягут все риски при переводе мощностей предприятия, как правило, принимают решения отложить проект. Обычно риски оказываются критичными и несколько компаний не в силах осуществить перевод предприятия своими силами.
Анастасия Козлова
экс–директор по девелопменту ООО "Главстрой–СПб"