Депутаты Госдумы выступили с очередной инициативой об ограничении продажи алкоголя и сигарет. Предлагается разрешить продажу только в специализированых магазинах. Какое это имеет отношение к борьбе за здоровье, неясно, зато к борьбе за пиар - самое прямое.
Два депутата Госдумы от фракции ЛДПР – Игорь Лебедев и Ярослав Нилов внесли в парламент законопроект, в соответствии с которым табачную и алкогольную продукцию, включая пиво, разрешается продавать только в специализированных магазинах. Об этом сообщает пресс-служба ЛДПР.
Депутаты уверены, что такие меры (снижение доступности) помогут снизить уровень потребления и сигарет, и алкоголя. Также они уверены, что это поможет бороться с продажей алкоголя и сигарет несовершеннолетним гражданам.
Если ребенок зайдет в такой магазин без сопровождения взрослого, это привлечет внимание продавцов, говорят депутаты. Следующим шагом, по их словам, может быть введение ответственности за допуск в такие магазины детей до 18 лет.
Серьезность проблемы парламентарии подкрепляют цифрами: "До 60% мужчин в России являются регулярными курильщиками, среди женщин этот показатель уже превышает 25%; особенно удручает подобная статистика в среде старшеклассников и студентов".
"А алкоголь? – продолжают депутаты. – По оценкам Всемирной организации здравоохранения, опасный для здоровья уровень потребления чистого алкоголя – до 10 литров на человека в год, у нас же на каждого гражданина приходится ежегодно около 18 литров чистого алкоголя. Двукратное превышение порогового значения! Не говоря уже о смертельно опасных алкогольных суррогатах, которые стараниями недобросовестных коммерсантов прописались на магазинных полках. О какой демографии, о каком здоровье нации можно говорить?"
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Магазин пешеходной доступности (ул. Будапештская, 104).
Сейчас в России действует закон, запрещающий торговлю алкоголем в ночное время. Соблюдается ли он – мнения наблюдателей расходятся. В больших городах скорее да, в небольших – лишь от проверки к проверке, в любом случае о неотвратимости наказания нет и речи.
Другими словами, уже принятые меры не полностью выполняются. Есть два способа решать такую проблему. Первый – стараться добиться соблюдения того закона, который есть. Второй – принимать новые, еще более драконовские и столь же плохо работающие меры.
Российские власти идут вторым путем. Поэтому ожидается, что второй закон не будет соблюдаться точно так же, как и первый. Но правоохранительным органам для эпизодических проверок он будет очень кстати.
Плюс, разумеется, пиар: мало какие темы в России обладают таким популистским потенциалом, как тема алкогольных запретов. Это не может не вызывать удивления, но факт остается фактом.
Ни у кого нет сомнений в том, что с алкоголизацией населения надо бороться. Сомнения только в том, можно ли ее побороть такими методами. В специализированный магазин поленятся идти те, кому не очень-то и хотелось (что, конечно, тоже плюс). Остальные преспокойно сходят.
Противники принятия подобных мер говорят, что "культурные" потребители алкоголя, которые никому не мешают, страдают из-за других. Проблема неумеренного потребления лежит на психологическом уровне, но Минздраву туда не добраться. Не так эффективно, но куда более просто ввести запрет.
Мнения в блогосфере разделились. Некоторые полагают, что за здоровье нужно бороться любыми способами ("А че, здравая мысль. И на курево ценник поднять раз в 10", – пишет Бука). Другие уверены, что никакого эффекта не будет ("Кто ищет, тот всегда найдет. Было уже все это в СССР, а толку никакого. Кто пил, тому эти "сужения" до фонаря были. Видимо, повторяется 1985 год", – считает Рур). Остальные предпочитают отшучиваться ("Лучше сразу запретить и водку, и сигареты. И конфеты. Вредно все это. Апофеозом будет закон о запрете депутатов", – пишет Ladlad).
Параллельно ведется бесконечный спор о том, приведет ли ограничение доступности качественного алкоголя к росту потребления некачественного и стоит ли этот аргумент принимать во внимание.
"Есть мнение, что это может привести к росту цен продуктов в магазинах. Особенно в т. н. магазинах шаговой доступности", – пишут наблюдатели. "Зато может привести к снижению расходов на здравоохранение... Особенно в районных поликлиниках", – возражают другие блогеры. "А если продавать будут из-под прилавка, то скорее к росту расходов на здравоохранение. Особенно в районных поликлиниках", – не согласны оппоненты.
Хуже от такого решения не будет, а попробовать стоит, пишет автор блога @ru: "У американцев давно такие спецмагазины. Детей не пускают. Очередей нет. Все отработано. Культурку потребления, господа, надо воспитывать. По времени [ограничение] продажи алкоголя что-то не вызвало алкогольные бунты по всей стране. Попричитали и втянулись. И к спецмагазинам привыкнем".