Владимир Путин дал первое большое интервью с момента возвращения на пост президента. Он рассказал, как представляет себе демократизацию России, прислушивается ли к критике и что думает о Pussy Riot, Джулиане Ассанже и списке Магнитского.
Владимир Путин дал свое первое большое интервью со времени возвращения на пост президента. Президента России спрашивали об экономике, внешней политике (выборах в США, Джулиане Ассанже и событиях в Сирии), а также о российских делах – новых законах, Pussy Riot, списке Магнитского и шансах справиться с кризисом.
Ответы президента России были выдержаны вполне в его стиле. В то же время можно сказать, что Владимир Путин с каждым годом становится все более уверенным в себе и говорит все более раскованно и расслабленно.
Общую логику президента России можно описать так: я делаю то, что считаю правильным, и руководствуюсь только собственными представлениями о правильном; а что до критиков, внешних и внутренних, то они и сами, мягко говоря, не белые и не пушистые.
Интервьюер спросил о "закручивании гаек" после возвращения Путина на пост президента. Имелись в виду, вероятно, закон о митингах, задержания после Марша миллионов, закон об НКО – иностранных агентах, "дело Гудкова" и другие примеры летней активности Госдумы и администрации президента.
Читайте также:
Путин пустил банки в рост
Нет никакого закручивания гаек, ответил Путин, если только под этим термином не понимается обязанность соблюдать закон. Лукавство этой фразы вполне очевидно: законы в России работают избирательно. За то же, за что лишают мандата Геннадия Гудкова, его можно лишить каждого второго депутата. Закон о митингах не нарушить невозможно, но штрафуют только оппозицию.
Так что действует известный принцип Франко – друзьям все, а врагам закон. Друзья управляют государством. Остальные могут поучаствовать в оппозиции, но не переходить известные границы – они очерчены заранее. Как только переходят – начинает работать закон. А жесткость законов компенсируется выборочностью их применения. "Такая политика будет последовательно реализовываться", - сказал Путин об общей необходимости соблюдать закон.
"Я стараюсь делать то, что считаю правильным и нужным для нашей страны, для наших граждан, для наших людей. И буду так поступать в будущем", - заявил президент России. Что именно правильно и нужно, он решает сам: "Конечно, я смотрю, что происходит по сторонам, как реагируют в мире. Но эта реакция не может быть основным мотивом моего поведения. Основным мотивом может быть только интерес российского народа".
Проблема во многом заключается именно в этом – в отсутствии критики и необходимости договариваться с оппонентами, которая очень расслабляет.
На самом деле в России происходит не закручивание гаек, а демократизация, считает Владимир Путин. Он привел в пример закон о выборах губернаторах, а также "народную законодательную инициативу" (если некая идея получит поддержку 100 тыс человек в интернете, то ее должна будет рассмотреть Госдума). "По этому пути будем двигаться дальше, не собираемся с него сворачивать", - сказал президент.
Обе названные им инициативы укладываются в концепцию управляемой демократии. Когда есть выборы, но контролируемые, и оппозиция, но управляемая. Когда роль оппозиции – в том, чтобы предлагать и обсуждать, заниматься небольшую часть политического поля, но ничего не решать и не менять власть. Отсюда, например, закон о выборах губернаторах с его фильтрами, которые так непросто преодолеть.
Проблема еще и в том, что российское общество, по мнению Путина, до демократии еще не доросло. "Вот это [закон о выборах губернаторов] реальные шаги по пути демократизации нашего общества и государства", - сказал Путин. Идти нужно не спеша, постепенно, не поторопиться. Решение о правильной скорости, опять-таки, принимает он сам.
Подходит под концепцию управляемой демократии и инициатива о запрете чиновникам иметь счета за рубежом. "Пускай имеет счёт здесь, в России. Почему нет? У нас же много филиалов иностранных банков работает. Если ты связываешь свою судьбу с этой страной, пожалуйста, будь любезен тогда, здесь изъявляй все свои интересы", - считает Путин. К тому же так лучше видно, у кого из чиновников сколько денег на счету.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. XVI Петербургский международный экономический форум.
На снимке: Игорь Сечин, Президент и председатель правления, ОАО «НК «Роснефть».
Решив политические проблемы (власть принадлежит его команде, оппозиция может немного участвовать и обсуждать), Владимир Путин много думает о нравственных. Так, например, он рассказал о законе о защите детей от вредной информации в СМИ и интернете. А группу Pussy Riot (в чей процесс Путин, по его словам, не вмешивается) он укорял именно в антиморальных действиях с чучелами и групповым сексом. Помилования от Путина Pussy Riot точно не дождутся.
Что же до критиков за пределами страны, то они, как обычно, и сами не без греха. В смерти СергеяМагнитского нет никакой политики, а появление списка Магнитского связано с желанием кое-кого создать образ врага, полагает Путин. Отвечать придется симметрично – аналогичным списком.
Ведь те же люди не выдают России скрывающихся в Лондоне беглецов, у которых "руки по локоть в крови", но при этом грозятся выдать Джулиана Ассанжа. Двойные стандарты налицо. Так что рассчитывать Владимиру Путину приходится только на себя. Не будешь же прислушиваться к критике со стороны тех, кто и сам не без греха.