В первом полугодии 2012 года оборот розничной торговли в Ленобласти составил 107 млрд рублей

Автор фото: Асташенков Евгений

Оборот торговли в Ленобласти растет завидными темпами: за прошлый год он увеличился на 11,2%, до 204,9 млрд рублей. Это почти в 3 раза больше петербургского показателя (3,6%) и превышает общероссийский рост 7%.

Иван Федяков  , генеральный директор INFOLine, отмечает, что торговля в Ленобласти показывает уверенный рост на протяжении последних 6 лет, включая кризисный период. Наиболее активно осваивает регион продовольственная розница. Помимо небольших местных игроков здесь представлены почти все крупные ретейлеры: Х5, "Дикси" и "Магнит", "Народная семья" и "Полушка". Приоритет отдается формату дискаунтера. В области работает около 300 магазинов крупных сетей, при этом шестая часть была открыта в 2011 году.
Но по уровню проникновения сетевой торговли область пока в разы отстает от Петербурга, традиционно известного как столица сетевого ретейла, где около 70% торговли идет через современные форматы торговли. В Ленобласти этот показатель составляет 25-40%, считают в INFOLine. Конкуренция высока, и идет вытеснение прежде всего небольших локальных игроков. "Магнит" и "Пятерочка" очень агрессивно осваивают область, в результате небольшие местные сети могут потерять позиции, - комментирует Александр Свердлин, гендиректор сети продовольственных магазинов "Как сыр в масле" (11 магазинов в Гатчине и по одному в Луге и Пскове). - У нас оттока покупателей не происходит, но и растет их количество не так быстро, как могло бы".
По его мнению, основные проблемы локального розничного бизнеса связаны с дефицитом подходящих помещений и высокими арендными ставками. Кроме того, им сложно вести ценовую борьбу с федеральными сетями, которые могут предложить низкие цены потребителям за счет больших объемов закупок. "Локальные магазины могут выжить только за счет необычного ассортимента, качественного обслуживания, удобного расположения. Местным небольшим сетям проще подстроиться под потребности покупателей, проявить гибкость, у федеральных игроков большая инертность", - говорит Александр Свердлин. "Локальные игроки могли бы развиваться по примеру европейских коллег: за счет объединения в союзы, например закупочные, что помогло бы им установить конкурентоспособные цены, - отмечает Иван Федяков.  - Однако в России не очень любят объединяться с конкурентами. Поэтому остается путь поиска своей уникальности, а также надежда на поддержку на законодательном уровне - ею могло бы стать ограничение времени работы крупных сетей".
Ситуация с продовольственным ретейлом показательна, потому что по этому пути сейчас идет развитие рынка товаров для дома и ремонта. "В строительном сегменте конкуренция плотная, почти в каждом городе работают несколько игроков: "Вимос", "Строй­удача", "Метрика" и хотя бы один местный магазин", - говорит Виктор Адамов, исполнительный директор СТД "Петрович" (имеет в области восемь франчайзи по проекту "Уровень"). По его словам, подходящий участок, помещение найти можно, проблема - достигнуть точки безубыточности за небольшой срок. Платежеспособность жителей области сильно разнится по районам. К примеру, в Выборге и Кенгисеппе устойчивый спрос, что влияет на доходность магазинов, а вот в Луге и Волосове менее обеспеченные жители, и это сказывается отрицательно.
Все соглашаются, что развитию торговли в области препятствует низкая плотность населения, сезонность торговли. Однако эксперты уверены, что развитие продолжится и будет активным, так как в Ленобласти есть что улучшать.