Публичные высказывания представителей Русской православной церкви обладают удивительным свойством моментально западать в память народную и порождать долгие общественные дискуссии. В РПЦ прекрасно понимают связь медийности и общественного статуса.
Поэтому  Всеволод Чаплин смело высказывается о православном дресс-коде для женщин, размалеванных как клоуны, и посетившем его божественном откровении о греховности Pussy Riot. Владимир Вигилянский - о музеях как укрывателях краденого. Дмитрий Смирнов - о тухлых яйцах, которыми верующим следует забрасывать не нравящиеся им спектакли. Лидирует в рейтинге, разумеется, патриарх Кирилл с разнообразными радикальными суждениями то о славянских варварах, то о мигрантской преступности. Совсем недавно, 2 июля, мы узнали от патриарха, что при Иване Грозном Россия стала централизованным государством, признанным в Европе, а время Лжедмитрия пришло после свержения Василия Шуйского, каковые сведения несколько противоречат даже школьному курсу истории. А 8 июля Кирилл молился о жертвах наводнения на Кубани так, что вызвал упреки в неэтичности по отношению к погибшим, среди которых было много стариков-пенсионеров: "Человеческим разумом невозможно понять смысла этой трагедии, но мы верим, что Бог каждого из нас ведет своим путем и цель жизни - не спокойное пенсионное время в избытке и в благополучии, а Царствие Небесное".
Православие в России обычно ассоциируется с азбукой Кирилла и Мефодия и гомилетикой - искусством проповеди, без влияния которого не было бы ни знаменитого судебного красноречия XIX века, ни политических речей советской эпохи. Филологи любят понятие "русский риторический идеал", несущий конечно же мир и гармонию, в отличие от агональной западной модели, требующей от оратора агрессии и победы. Правда, все чудесные свойства православно-христианской культуры общения - смирение, миролюбие, правдивость, благожелательность, отказ от крика и сплетни - описаны на материале древнерусских литературных памятников, далеких от духа постиндустриального общества. Зато на любом православном интернет-форуме обнаруживается все богатство современной русской вербальной культуры, и крик капс локом - это еще цветочки. В публичном поле все чаще проявляется воинственность РПЦ, и священнослужители делаются все больше похожи на политиков. Публичные православные эксперты по гуманитарным вопросам - образованию, культуре, медицине, политике - множатся в геометрической прогрессии. Они выступают в телеэфирах и дают интервью, состоят в советах при законодательных органах и комментируют законотворческие инициативы. Священнослужители с готовностью принимают правила игры светских медиа, насаждающих стереотипы и нетерпимость. Так рождается образ медийной церкви, высказывающейся резко, агрессивно, стоящей на своем и отступать не планирующей: война так война.
Последние боевые действия: участие православных экспертов в подготовке закона об охране здоровья, ограничивающего список социальных показаний к абортам. Настойчивое внедрение в школьную программу основ православной культуры и негативная реакция на сексуальное просвещение в школах. Поддержка петербургского закона о пропаганде гомосексуализма и педофилии. Резкая оценка выступления Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Из самого перечня понятно, что РПЦ претендует на решение масштабных общественных проблем, а свои частные проблемы преподносит как масштабные общественные. Полемика во всех случаях была напряженной и далекой от риторического идеала: манипулятивными аргументами отличились все участники общественной дискуссии, включая и представителей РПЦ.
“
Об оправдывающих Pussy Riot
Появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, и от горечи сердце мое разрывается, что среди этих людей есть и те, кто называет себя православными.
Кирилл
Патриарх
“
О пропаганде гомосексуализма
Упорство, которое проявляют представители секс-меньшинств, и их намерение вновь митинговать у детских учреждений показывают, сколь своевременно был принят данный региональный закон, которому, не откладывая, надлежит придать статус федерального, но это уже задача депутатов Госдумы.
Димитрий Першин
Иеромонах
Протоиерей Всеволод Чаплин не так давно в интервью сайту "Православие и мир" говорил о рождающемся на наших глазах новом языке церкви, которая "может честно и внятно говорить на любые темы - от тарифов ЖКХ до глобальных политических процессов". Новый язык, по мнению Чаплина, более ясный, более честный, более живой. Пожалуй, можно согласиться с этим тезисом, если расценивать неприкрыто агрессивные высказывания как честные и открытые. Для того чтобы "изменить мир любовью", РПЦ избирает язык вражды и конфликта. И преуспевает на этом поприще эффективнее многих политиков.
“
О центральном месте РПЦ
Церковь не может не занимать в обществе такой позиции, которая означала бы право говорить как власть имущая во всех областях общественной жизни, исполняя пророческую роль не просто народной совести (у нас много людей, претендующих на народную совесть), а голоса Бога в политике, экономике, в любых общественных процессах, в частной жизни людей, в их семейной жизни.
Всеволод Чаплин
Протоиерей
“
О дресс-коде
Условно одетая или раскрашенная как клоун женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения.
Всеволод Чаплин
Протоиерей
Духовное образование всегда уделяло большое внимание речевой технике и риторике как профессиональным инструментам. Результаты более чем убедительны. Не всякий современный политик сможет произнести речь на большую аудиторию без микрофона - а священнослужитель сможет, у него поставленный голос, которым он прекрасно владеет. Он своевременно исправил дефекты артикуляции, лицом не суетится, а сохраняет благочинное выражение. Политик запутается в придаточном предложении - священника учили композиции и метафоре, в его памяти хранятся образцы хорошей духовной речи. У политика таких образцов нет, а диссертацию он защитил по региональному ЖКХ, что мало кого облагораживает. У священнослужителя же может обнаружиться европейская ученая степень, и рассуждает он чаще не о росте тарифов, а о высоких материях и жизни духовной. Кого приятнее слушать? Естественно, хорошего священника, владеющего словом - оружием, очень эффективным в эпоху всеобщего онемения. Только направлено это оружие куда-то не туда. Агрессивная, подменяющая понятия, вводящая в заблуждение проповедь столь же репрессивна, как любая политическая агитка, и точно так же преследует цель монополизации власти.
“
О славянах
В каком-то смысле мы - церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью к славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери.
Кирилл
Патриарх
“
О хранении икон в музеях
Хотите быть хранителями краденого? Будьте. Пиотровский сам себя назвал. Спросите у истинных наследников: "Как вы хотите, чтобы поступили с вашим имуществом?", а не диктуйте им свою волю. Наследником церковных ценностей является церковь.
Владимир Вигилянский
Протоиерей
Слова "мораль", "нравственность" и им подобные в современном обществе эстетически скомпрометированы, их как-то неловко всерьез произносить в эпоху мышления в стиле "как бы". Но на церковь это не распространяется, ведь она традиционно взывает к моральному чувству, да и к душе верующему положено относиться всерьез, без всякого постмодернизма. Постепенно все прочие контексты для слов "духовность" и "менталитет" вытесняются на периферию контекстами церковными. И круглый стол "Духовность. Нравственность. Закон" в Университете МВД не просто делается возможен, а происходит при участии патриарха Кирилла. Так в массовом сознании образуется жирный знак равенства между церковным и духовным, между соответствующим православной ценностной парадигме и нравственным. Простая и удобная классификация: власть отвечает за кровавый режим, бизнес - за нарушения Трудового кодекса и обдирание простых граждан, а РПЦ - за духовную сферу в традиционалистском ключе, спасение и утешение. Безнравственная современная культура и философская мысль из классификации по умолчанию исключены.
“
О том, что россияне далеки от церкви
К сожалению, для большинства людей церковь, конечно, не нужна, как для большинства людей не нужно авокадо. Прекрасно 135 млн человек в России обходятся без авокадо и неплохо себя чувствуют. В каком-то смысле и церкви они не нужны.
Димитрий Смирнов
Протоиерей