Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге

Автор фото: Trend/ Виктория Ламзина

Практически все петербургские автозаводы работают на пределе своих производственных возможностей и заявляют о планах по наращиванию своих мощностей.

В общероссийском объеме производства легковых автомобилей доля петербургских иномарок выросла с 5,8% в 2010 году до 14,7% в 2011-м, свидетельствует статистика "Автостата". Однако уже в I квартале 2012 года здесь собирался каждый пятый автомобиль.
Большинство местных предприятий вышли на полную проектную мощность или близки к этому. Так, в конце 2011 года завод "Джи Эм Авто" достиг проектных показателей производства, выпустив за год 60 тыс. автомобилей. "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" увеличил свою производственную мощность со 150 тыс. до 200 тыс. автомобилей в год и теперь работает в три смены. "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" в прошлом году выпустил 43 тыс. машин и рассчитывает полностью загрузить в 2012 году свои мощности, которые составляют 50 тыс. автомобилей в год.
Такую же планку производства ставит для себя завод "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия". Для этого в сентябре он перейдет на работу в две смены. "Планы компании и объем производства зависят от развития рыночной ситуации и потребительского спроса. Мы надеемся,­ что объем производства ООО "ТММР" в ближайшее время приблизится к производственной мощности предприятия", - ожидают здесь.
Некоторые из автозаводов уже заявили о строительстве новых производственных площадок. В частности, "Джи Эм Авто" к 2015 году разрастется более чем в 2 раза - до мощности 230 тыс. автомобилей в год. Инвестировать в производство готов Nissan.
"В настоящий момент мы находимся в стадии окончательного согласования наших планов касательно будущего завода. Имеющиеся площади позволяют нам значительно расширить предприятие. Мы готовы будем прокомментировать наши планы в ближайшем будущем, как только окончательные решения будут приняты", - сообщила Татьяна Натарова, директор по связям с общественностью ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус".
Вместе с увеличением выпуска автомобилей предприятия стремятся повысить уровень локализации автокомпонентов, что дает им право использовать льготные таможенные пошлины для ввоза комплектующих. К июлю 2012 года уровень локализации автокомпонентов на "Джи Эм Авто" достигнет 20%, а к 2018 году - 60%. Производитель уже ведет работу с 65 поставщиками. Здесь видят хорошие возможности для локализации в области производства стали, штамповки, легкосплавных дисков, аккумуляторов, ковриков, изоляционных материалов, отделки багажника и прочего.
На Nissan в среднем уровень локализации сейчас находится примерно в районе 17% и, как отмечают в компании, он будет значительно увеличен до конца текущего финансового года.
"Уровень локализации наших автомобилей составляет 45%, начиная с первого дня коммерческого производства. Мы готовы к сотрудничеству с новыми партнерами. Принципиальными критериями для нас являются качество поставляемых автокомпонентов и конкурентная цена", - говорит Мария Мальцева, начальник отдела связей с общественностью ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус".
Величина локализации на Toyota пока составляет 15%. Компания приняла решение о создании цехов штамповки кузовных деталей и производства пластиковых деталей в 2014 году, помимо создания новых производственных цехов для повышения уровня локализации она надеется на увеличение количества российских поставщиков.
К четырем действующим предприятиям в Петербурге скоро присоединятся еще два. Так, в конце 2012 - начале 2013 года будет запущена первая очередь завода компании "Ё-Авто" по производству гибридных "ё-мобилей". Мощность предприятия составит 25 тыс. автомобилей в год. Первыми серийными автомобилями, которые сойдут с конвейера, станут кроссоверы. Через 4 года мощность предприятия должна вырасти до 90 тыс. машин в год.
Уже в 2013 году может начаться строительство завода Fiat на территории города-спутника Южный в Пушкинском районе.
На первом этапе предприятие будет выпускать автомобили марки Jeep. В дальнейшем предполагается расширение линейки за счет включения других моделей и двигателей локального производства. Проектная мощность завода составит 120 тыс. автомобилей.
Аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов полагает, что оба проекта столкнутся с трудностями при продвижении на российском рынке. "Для нашей страны электромобили и гибридные автомобили пока являются новинкой, а необходимой для этого инфраструктуры нет. В настоящее время этот проект кажется скорее амбициозным, нежели реальным, ведь за такой короткий срок очень сложно буквально с нуля создать автомобиль, который будет конкурентным по цене и качеству", - считает он. Марке Jeep трудно будет рассчитывать на успех в силу ее специфики. Азат Тимерханов говорит: "Таких машин в нашей стране никогда не продавалось более 3 тыс. штук, а концерн Fiat, которому подконтрольна американская марка, заявляет о намерении производить свыше 100 тыс. автомобилей в год, причем четкой определенности по другим моделям пока нет".