"Евразия" поглощает "Япошу"

Автор фото: Зыгарь Ирина

Сеть ресторанов "Япоша" переходит под управление холдинга "Евразия". Доминирующее положение "Евразии" на рынке суши усилится, опасаются эксперты.

Холдинг "Гинза" и холдинг "Евразия" заключили партнерское соглашение по сети "Япоша": "Евразия" приобретает долю в капитале конкурирующей сети в Петербурге, рассказал Вадим Лапин, совладелец Ginza project. Размер покупаемой доли он не уточнил.
Как заверил Вадим Лапин, бренд популярной сети суши-ресторанов сохранится, но в Петербурге она будет работать под совместным управлением "Гинзы" и "Евразии". Сеть "Япоша" теперь переходит в управление "Евразии", но сделка еще не завершена, подтвердил Алексей Фурсов, президент холдинга "Евразия", отказавшись от дальнейших комментариев.
"Евразия" сильна в сегменте, в котором работает "Япоша", - средний и выше среднего, casual, кроме того, у "Евразии" лучше операционные системы", - объяснил решение о продаже Вадим Лапин. По его словам, перспективы развития сети "Япоша" в Москве пока не определены и во многом будут зависеть от успеха "Япоши" в Петербурге.
Стороны сумму сделки не называют, но, по оценкам сторонних экспертов, сеть, подобная петербургской "Япоше", может стоить от $20 млн до $30 млн.
Изменения в сети "Япоша" начались еще в прошлом году. Часть помещений сети в Москве заняли точки нового проекта Ginza project - кафе "Оки доки". Тогда же в ресторанном холдинге сообщали, что сеть "Оки доки" будет активно развиваться и в Петербурге.
Первый ресторан планировалось запустить на месте "Япоши" около станции метро "Приморская". Однако вместо демократичного "Оки доки" на этом месте Ginza project запустила несетевой ресторан под названием "Чурчхела". Концепция кавказской кухни, проверенная на ресторанах "Мамалыга", "Хочу харчо", "Пури", "Баклажан", оказалась предпочтительнее.
В Петербурге сейчас работают 13 "Япош", последний из них открыт на Каменноостровском пр. В Москве - 30 ресторанов сети.
Бренд "Япоша", по данным Роспатента, принадлежит кипрскому офшору "НРТ Холдингс", а лицензиат - ООО "Япошка сити". По данным информационной системы "СПАРК-Интерфакс" на 26.04.2012, ООО "Япошка сити" также принадлежало кипрскому офшору "НРТ Холдингс".
Управлением новыми сетевыми проектами холдинга - "Оки доки" и "Песто кафе" - занимается ООО "Гинза проджект. Управление сетевыми проектами".
В отличие от остальных регионов России Петербург не может похвастать обилием федеральных сетей суши-ресторанов. Хотя в нем присутствуют и сеть "Росинтера" "Планета суши", и рестораны московской "Якитории", но их присутствие в городе скорее номинально - три и четыре ресторана соответственно.
Вероятнее всего, это связано с насыщенностью сегмента суши-баров, считают эксперты ресторанного рынка. Доминирующее положение на этом рынке занимает, безусловно, "Евразия" - в Петербурге более 100 ресторанов сети, в связи с чем сеть была занесена в Книгу рекордов России как собственник самого большого количества ресторанов в одном городе.
Примечательно, что Алексей Фурсов является совладельцем и другой петербургской сети суши-баров - "Палки", которая включает 10 заведений и работает в более высоком ценовом сегменте, чем "Евразия".
Примеров приобретения конкурентов на рынке общественного питания в последнее время немного, поэтому сделку можно назвать уникальной, убеждены эксперты. Стремление купить конкурента вполне естественно, а факт продажи свидетельствует о том, что "Евразия" чувствует себя уверенно на петербургском рынке, говорит Андрей Петраков, генеральный директор исследовательской компании Restcon.
В результате сделки "Гинза" получает доступ к крупнейшей на Северо-Западе сети японских ресторанов, а "Евразия" - сильного управляющего, способного улучшить сопоставимые продажи ресторанов "Япоша", комментирует Кирилл Куриленко, ведущий аналитик аналитического отдела БФА.
С ним согласна и Елена Желновская, гендиректор ООО "ПСК Холдинг" (управляет сетью японских ресторанов "Две палочки"). Она отмечает, что Ginza - сильный эксперт в несетевых ресторанах и в лице "Евразии" нашла достойного партнера по сетевому бизнесу.
"Мы не боимся конкуренции, так как сеть "Япоша" не является нашим прямым конкурентом, у нас разная целевая аудитория, поскольку "Две палочки" работают в более высоком ценовом сегменте", - объясняет Елена Желновская.
Сейчас у нас в Москве в 3 раза больше точек общественного питания, чем в Петербурге (150 и 41 соответственно), хотя первый российский ресторан Subway мы открыли именно в Петербурге. Это было сделано для того, чтобы понять запросы потребителя. И только потом мы стали открываться в Москве. Несмотря на то что в Петербурге в последние несколько лет открылось много ресторанов, ужесточилась конкуренция, мы по-прежнему видим в этом городе большой потенциал. Но, чтобы выжить, компания должна предлагать потребителю что-то уникальное: либо цену, либо продукт, либо иметь выигрышное месторасположение.
Татьяна Богомякова
консультант по развитию Subway Russia
Мода на японскую кухню не проходит, более того, она настолько популярна, что почти каждый ресторан, какую бы он кухню ни представлял, предпочитает иметь страничку суши в меню, что еще более усиливает растущую конкуренцию в этом сегменте. В Петербурге работают три наших ресторана "Планета суши". "Евразия", безусловно, сделала хорошую работу в развитии японской кухни на петербургском рынке. Помимо японской в casual dining по-прежнему востребованы итальянская, кавказская, русская кухни, пивные рестораны и стейк- или фиш-хаусы. Довольно активно развиваются кондитерские и пекарни. Но наибольший рост имеет сегмент быстрого обслуживания.
Валерия Силина
вице-президент по корпоративным коммуникациям компании "Росинтер"
Андрей Петраков характеризует сделку как расширение в рамках одного направления. "В отличие от диверсификации такой шаг не избавляет компанию от рисков, однако позволяет избежать конкуренции", - комментирует эксперт. По его оценке, направление япон­ской кухни растет в рамках рынка общественного питания на 8-10% в год, уступая фастфуду. Стагнации нет: если раньше петербургский рынок японской кухни развивался количественно, за счет запуска новых заведений, то сейчас - качественно, говорит Елена Желновская.
Она связывает это с тем, что потребитель теперь разбирается в кухне и хочет более качественную атмосферу. Все развиваются, и "Две палочки" также до конца года планируют открытие новых заведений, добавляет ресторатор.
На сайте "Евразии" указано, что сеть планирует активное развитие в Москве. Будучи лидером петербургского рынка, холдинг уже делал попытки выхода на московский рынок.