Госдума рассматривает законодательные поправки, существенно расширяющие влияние на экономические механизмы института нотариусов. Уже в ближайшее время их присутствие может стать непременным при всех без исключения сделках с недвижимостью. Однако даже сами нотариусы, рассуждая о повышении таким образом безопасности и надежности сделок, не готовы брать на себя отвественность за последствия удостоверяемых ими сделок.
Поправки в Гражданский кодекс РФ, уже одобренные Госдумой в первом чтении, предусматривают удостоверение нотариусами всех сделок с недвижимостью (как коммерческой, так и жилой), договоров ипотеки, а также их участие в собрании ООО.
Некоторые эти нормы вступят в силу уже с 1 сентября. На практике реформа, призванная защитить добросовестных собственников, может обернуться проблемами для рынка.
Основной аргумент нотариального сообщества - именно их участие гарантирует стабильность гражданского оборота. "Государство обязано обеспечить защиту имущественных прав граждан, передав юридическое сопровождение сделок нотариусам", - констатирует Мария Сазонова, президент Федеральной нотариальной палаты. В пример приводится опыт Франции, "где стариков не убивают ради их квартиры": "У нас невозможно продать имущество умершего человека", - не без гордости заявляет Бенуа Рено, президент Высшего совета нотариата Франции.
Мария Сазонова не скрывает, что у нотариусов и бизнеса разные стороны интересов, но виноваты в этом сами предприниматели. "Если нотариус отказался удостоверять сделку, то только потому, что она не соответствует требованиям закона", - убеждена она.
Однако пока к нотариусам высказываются десятки претензий. Например, регулирование тарифов: формально они определены федеральным законодательством, но на практике нотариусы почти всегда включают в счет так называемые "работы правового и технического характера". Глава аппарата Высшего арбитражного суда РФ Андрей Егоров приводит пример, когда при установленном тарифе 2 тыс. рублей нотариус берет за "технические работы" еще 14 тыс. рублей.
Один из руководителей группы по реформе гражданского законодательства Александр Маковский также не отрицает, что нотариат пока не готов к введению обязательного оформления сделки с недвижимостью. В то же время он напоминает, что именно эти поправки будут введены в действие только после принятия нового закона о нотариате, которое состоится в лучшем случае через 2-3 года.
По утверждению вице-президента Федеральной нотариальной палаты Владимира Яркова, переход к удостоверению сделок только через нотариусов позволит снизить затраты их участников: "Средняя ставка риелтора, сопровождающего сделку, составляет от 3 до 10%, а нотариальный тариф - максимум 1%".
Однако сами профессиональные посредники рынка недвижимости не видят себя конкурентами нотариусов. Так, глава комиссии Ассоциации риелторов Петербурга и Ленобласти Александр Гиновкер убежден, что это совершенно разные сферы деятельности и против участия нотариусов категорических возражений нет. "Начинать надо с того, что в России никто не гарантирует прав добросовестных собственников, - отмечает он. - Я целиком поддерживаю идею обязательного удостоверения сделок с недвижимостью нотариусами, но только если они, независимо от наличия вины, будут нести всю ответственность за последствия совершенного действия".
Вопрос ответственности является одним из самых спорных: ежегодно суды признают незаконными сотни совершенных нотариусами действий, выявляя продажу квартир от имени давно умерших граждан, фальсификацию подписей и другие нарушения. Причем в нотариальном сообществе говорят, что в таких случаях его представители не виноваты, а потому не должны возмещать причиненный добросовестным собственникам вред. "Нотариусов обманывают так же, как обманывают банки при получении кредита, обманывают при получении пенсий и пособий, регистрации прав на недвижимость и т. д.", - убеждена Мария Сазонова.
Позицию о полной имущественной ответственности нотариусов за риск признания сделки недействительной поддерживает и заместитель министра юстиции Юрий Любимов.
Еще один вариант решения спорного вопроса предлагает советник президента России Вениамин Яковлев. По его мнению, ущерб, причиненный собственнику по совершенной нотариусом сделке, должен возмещаться за счет его страховки.
В то же время страховщики считают это невозможным. "Обязанность выплатить страховое возмещение потерпевшему возникает только при установлении вины нотариуса", - поясняет Галина Гуляева, директор Центра страхования ответственности ОАО "СК "Альянс".
Александр Гиновкер считает единственным инструментом защиты сделки обязательный институт титульного страхования. Однако сами страховщики считают его опасным и затруднительным.