Производство гофрокартона в Петербурге и Ленобласти в 2012 году достигнет 1 млрд м2

Автор фото: Федоров Андрей

На Северо-Западе предложение гофротары вдвое превышает спрос. Но местные производители наращивают мощности, рассчитывая покорить рынки соседних регионов.

Сразу несколько петербургских и областных производителей гофрокартона заявили о значительном увеличении выпуска продукции. Так, летом этого года ООО "Картон плюс" запустит в Тосненском районе фабрику мощностью 10 млн м2 в год, что позволит компании удвоить выпуск. Инвестиции в проект составили 23 млн рублей. Другой (средний по объему выпуска) производитель, "Готэк Северо-Запад", планирует в текущем году довести производство до 80 млн м2 гофропродукции, а в 2013 году увеличить его еще на 30%, до 104 млн м2 гофрокартона.
Производители отмечают, что конкурентная борьба на Северо-Западе между поставщиками гофротары развернулась нешуточная. Еще бы, ведь спрос на картонную упаковку в регионе ежегодно увеличивается всего на 3-4% и в 2012 году едва превысит 520 млн м2, а совокупное производство достигнет 1 млрд м2 в год.
Картонную упаковку в основном покупают пищевики (80% спроса), еще 20% приходится на долю фармацевтов и производителей бытовой техники.
В Петербурге и Ленобласти складывается губительная для небольших компаний рыночная ситуация. Небольшие производства зачастую оказываются убыточными, и их собственники предпочитают продать фабрики более успешным конкурентам. Например, генеральный директор "Технокрафта" Олег Риндин сообщил "ДП", что планирует приобрести одно из разорившихся предприятий отрасли, расположенных в Ленобласти.
Переговоры о сделке в самом разгаре. Олег Риндин не сомневается в успехе, приобретение новой фабрики позволит его компании утроить производство, доведя его до 72 млн м2 в год. С таким объемом компания войдет в пятерку крупнейших производителей гофротары на Северо-Западе. Первое место по объему выпуска в регионе занимает Архангельский ЦБК - он производит 300 млн м2 гофротары. На втором месте - ирландско-голландский концерн Smurfit Kappa Group, которому принадлежат заводы во Всеволожске и Коммунаре, производящие 260 млн м2 гофротары в год. Следом идет ОАО "Илим Гофра" (дочерняя компания группы "Илим", совет директоров которой возглавляет Захар Смушкин), оно выпускает 140 млн м2 гофрокартона в год. Тройку лидеров догоняют "Рэмос-Альфа" (110 млн м2) и "Готэк Северо-Запад" (80 млн м2 в год).
Местные производители не надеются на рост спроса на Северо-Западе, а делают ставку на завоевание рынков соседних областей, где спрос не столь насыщен. Прежде всего, это касается наиболее емкого Центрального федерального округа. В нем потребляется половина всей гофротары, производимой в России, - 4,2 млрд м2 в год. Помимо соседних регионов некоторые игроки строят планы по освоению рынков стран ближнего зарубежья: Белоруссии, стран Балтии. Там нет такой конкуренции, как на Северо-Западе, и продукция российских производителей хорошо продается даже с учетом транспортных расходов, которые могут достигать 15% стоимости упаковки.
Что касается рынка Северо-Запада, то в текущем году пока нет никаких предпосылок для роста потребления гофротары. "Раньше рост происходил в основном за счет пищевой промышленности, сейчас он затормозился. Причины этого - во-первых, сильный рубль, за счет чего у нас в стране увеличивается импорт, во-вторых, снижение реальных доходов населения. Что касается конкуренции на гофрорынке, то тенденция прошлых лет сохраняется: до сих пор существующие мощности превышают потребности, поэтому конкуренция острая", - говорит директор по продажам и маркетингу бизнес-единицы "Илим Запад" группы "Илим" Григорий Яугонен.
Готовясь к борьбе за клиентов, производители гофротары модернизируют фабрики, пытаясь предугадать возможные потребности потенциальных клиентов. "Завоевать новых клиентов и сохранить старых в сложившихся условиях можно за счет предоставления дополнительных услуг. Это может быть формирование страхового запаса продукции для клиентов, хранение продукции на собственных складах, отсрочки по платежам",-перечисляет генеральный директор компании "Готэк Северо-Запад" Сергей Прилуцкий.
С ним соглашается генеральный директор компании "Рэмос-Альфа" Алексей Чистокин: "Мы модернизировали производство, что позволит нам более гибко реагировать на сезонные колебания спроса, а также снизить издержки". Более того, по его словам, компания проектирует строительство крупного склада на 10 тыс. м2 для долговременного хранения продукции. "Это будет дополнительным конкурентным преимуществом компании",-уверен топ-менеджер.
Некоторые игроки даже планируют перенести производство упаковки поближе к столице и свернуть местное. "Пока мы поставляем гофрокартон в Центральный регион из Архангельска, но в декабре 2012 года планируем запустить новый завод в Истринском районе Московской области. Затем постепенно мы будем сворачивать выпуск гофрокартона в Архангельской области. Мощность нового завода в Подмосковье будет не меньше, чем действующего производства", - делится планами директор по маркетингу и сбыту ОАО "Архангельский ЦБК" Алексей Дьяченко. По его словам, решение о строительстве завода в Истринском районе связано именно с большим объемом потребления гофроупаковки в Центральном регионе.
Инвестиции в проект - около 1,5 млрд рублей, мощность первой очереди составит 200 млн м2 в год. Большинство опрошенных "ДП" производителей пока не собираются уходить из региона, все же близость сырьевой базы для производителей картонной упаковки имеет большее значение, чем близость к клиенту, ведь довезти упаковку до клиента проще и дешевле, чем доставить сырье на фабрику. Впрочем, вряд ли производители повезут картонную упаковку на расстояния существенно более 2 тыс. км.
"Поставлять гофрокартон на большие расстояния невыгодно", - говорит начальник аналитического отдела РАО "Бумпром" Юрий Лахтиков. Он опасается, что после вступления России в ВТО летом этого года в страну, в первую очередь в приграничные регионы, хлынет импортный картон. Это может негативно отразиться на работе небольших производителей. Крупных предприятий это коснется в меньшей степени.