Дуглас Доман, сын знаменитого Глена Домана, совершившего "мягкую революцию" во взглядах на развитие детей как больных, так и здоровых, прочитал в Петербурге две бесплатные лекции для родителей.
Вице-президент филадельфийского Института Развития Человеческого Потенциала (IAHP) Дуглас Доман заехал в Петербург по дороге в Москву. Его приезд организовало неформальное сообщество петербургских родителей детей с поражениями мозга с Littleone.ru. Проживание и услуги синхронных переводчиков оплатили частные благотворители.
Доман выступил 23 октября перед родителями детей с нарушениями с рассказом о том, как можно эффективно помочь своему ребенку. Вторая лекция о значении раннего интеллектуального стимулирования предназначалась для родителей здоровых детей.
"У новорожденного ребенка потенциал больше чем проявил миру Леонардо да Винчи", - таково одно из основополагающих убеждений основателя IAHP Глена Домана. Другой постулат метода сформулирован американским архитектором Бакминстером Фуллером: "Все дети рождаются гениями, и мы тратим первые шесть лет своей жизни, делая их не гениями". Как пояснил Дуглас Доман, низкий интеллект является результатом плохой среды. Ребенка до 6 лет, пока активно развивается мозг, можно отлично развить физически, интеллектуально и социально. И это уже сложно сделать после шести.
В IAHP, который уже несколько десятилетий занимается лечением детей, страдающих различными нарушениями мозговой деятельности, разработаны уникальные методики помогающие детям страдающих задержкой развития, ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, имеющим повреждения мозга. Они не только помогают восстановить нарушенные функции, но и зачастую, как бы это ни казалось невероятным, обогнать в физическом и интеллектуальном развитии своих здоровых сверстников.
Читайте также:
Дом, который построил менеджер Гришин
Разработки института опираются на положение, что лечить нужно поврежденный мозг, а не тело, он является первопричиной. Физические нарушения – лишь следствие повреждений мозга. Через здоровые участки мозга воздействуют на поврежденные посредством аудио, визуальной и тактильной стимуляции. При этом занятия проходят в радостной и занимательной форме, без переутомления и перенапряжения. Родителям отводится особая роль - они являются основным источником помощи ребенку, тренерами и учителями. Для каждой семьи разрабатывается собственная программа реабилитации, так как каждый ребенок индивидуален, как и сочетание его проблем.
Огромное значение придается физическому развитию, которое тесно связано с интеллектом. При активном движении развивается дыхательная функция, и как следствие улучшается работа тех участков мозга, которые отвечают за эти участки тела. Поэтому ребенку предоставляют максимальную свободу движений, организуя безопасное пространство и создав несложные технические приспособления, такие как горка и лестница.
Методика имеет как множество сторонников, так и противников. Это неудивительно, поначалу с этим сталкиваются все выдающиеся идеи, которые опровергают общепринятые нормы. Несмотря на критику все больше родителей убеждается на практике в том, что методика приносит результаты. В институт Доманов родители привозят детей со всего мира. С 1998 года по 2010 год программу интенсивной терапии прошли 2364 человека с повреждениями мозга. Из них: 278 человек были слепы и 236 (85%) – стали видеть, 121 не слышали – 109 (90%) впервые услышали; 454 не ходили – 230 (51%), впервые пошли без посторонней помощи; 1083 не говорили – 472 (44%) впервые заговорили; 1299 не читали – 1274 (98%) начали читать и т.д.. Лишь 7% пациентов имеют незначительные улучшения.
На лекции выступила мама из Петербурга, от дочери которой фактически отказались все отечественные специалисты. Впервые она приехала в институт в США прослушать курс лекций для родителей 2 года назад, когда Виктории было 3,5 года. Через полгода она поехала туда вновь уже с дочерью. За 2 дня ребенку обследовали мозг, а затем дали подробные рекомендации различные специалисты по занятиям. "За три года было перепробовано много методик, они давали какой-то результат, но настал момент когда мы перестали его получать. Несмотря на то, что дочка могла только немного шевелить руками и ногами, больше всего нас беспокоило ее интеллектуальное развитие, она ни на кого не реагировала. Было такое ощущение, что она не понимает ничего", - рассказывает Юлия. - За два года у нас много побед – она стала гораздо лучше видеть, начала двигаться, стоять держась за лестницу, научилась читать, решать примеры по химии, но главная победа для нашей семьи – мы научились общаться".
Система, разработанная для больных детей, оказалась полезной и для здоровых. Подтверждением являются не только четверо уже выросших детей Дугласа, но и многочисленные примеры в разных странах. Дети 2-4 лет читают, осваивают математику, становятся настоящими эрудитами с энциклопедическими знаниями. При этом они прекрасно развиты физически - хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их "дети Возрождения".
Некоторые родители выразили опасения, что при таком уровне развития детям будет скучно в обычной школе. На что Дуглас Доман резонно ответил, что не стоит ориентироваться на систему. "Стоит ли удерживать своего ребенка от развития, если система не может его предоставить?", - сказал он. Доман за домашнее обучение. По его мнению, это право необходимо сохранить для здоровых детей. В некоторых странах оно уже утрачено, например, в Германии.
"Вопрос социализации важен, но не так как нам это преподносят. В 40-е годы для учителей в Америке серьезной проблемой была жевательная резинка – все дети поголовно ее жевали, сейчас курят марихуану и занимаются сексом. Неизвестно что больше принесет общеобразовательная школа – пользы или негатива", - подчеркивает врач.
Что касается детей с нарушениями, то в этом случает детям еще более показано обучение на дому. "Ребенок должен расти с ощущением победителя, и такое окружение может создать только семья и любящие родители. В окружающем мире вообще, и в школе в частности, он всегда будет неудачником, и сравнение будет не в его пользу", - объясняет Дуглас Доман и приводит пример ребенка с синдромом Дауна из Венеции, который никогда не посещал школу. Он поступил в университет и впоследствии стал профессором математики. Могло бы такое произойти, если бы он учился в обычной или коррекционной школе? Вряд ли. И таких примеров много.
"Дети имеют потенциал, и все зависит от решимости родителей. Верьте в вашего ребенка, потому что вам нечего терять, а приобрести вы можете весь мир", - такими словами закончил Дуглас Доман свое выступление.